Благодаря обсуждению первой части, а также заготовкам из моих предыдущих рассуждений, получилось состряпать вот такую схему.
Разумеется, все нижеследующее применимо только к верующим христианам, которые как-то смогли открыть собственные взаимоотношения с Богом.
Ну представьте себе два разнонаправленных вектора.
Один – воля человека другой воля Бога. Они могут быть направлены в разные стороны.
Разберемся с вектором человека. Он направлен предположим в другую сторону. А все что не ведет к Богу то суета и грех.
Вектор может быть повернут на 90 – не к Богу но и не в грех, никуда, в общем. Блуждание в потемках.
И наконец, вектор может быть близко повернут к Богу.
В очень редких случаях когда человек знает что от него хочет Господь слагает свой вектор с вектором Божиим, и получается синергия.
Именно синергия – сложение воли человека и Бога – это путь ко спасению, потому что это путь к Богу. Но вектор не имеет конца, как мы знаем из основ геометрии – то есть спасение это полностью прерогатива Бога. Но мы можем сделать волевое усилие к этому.
С вектором воли Божией все несколько сложнее 🙂
Она всегда повернута в сторону самого Бога. Указывает путь К НЕМУ.
Думаю, Господь хочет нам спасения. С ним в вечности. Но пока мы сами этого не захотим Он не сможет ничего сделать – т.к никогда не преступает волю людей.
Господь прямо говорит – “без Меня не можете ничего делать”. То есть это прямое указание на то, что нам НУЖНО знать и пытаться определить что же от нас хочет Господь на всякой жизненной развилке. Ведь что такое грех? Это противление воле Божией.
1. В начале
Картина выглядит так:
Икс – это человек. Так или иначе, мы всегда в начале находимся в зоне греха. Ведь мы еще пока не знаем, что от нас хочет Господь. Но уже знаем, что такое Богообщение. То есть, имеем обратную связь. Вектора движения у человека пока нет.
Серая зона между грехом и Богом – это зона разрешения. То, что уже грехом не является, но и к Богу особенно не приближает. Мы заметим, что чем дальше на этом пути продвижение, тем уже эта зона! Кому много дано – с того много спросится, разрешать будут все меньше, но этого не стоит бояться.
2. Начало движения
На этом этапе человек как правило много молится и много читает. Важно отметить, что читает он не общедуховные книги, а ищет практическое описание опыта тех, кто шел этим путем. Он ищет ответы на свои практические вопросы! Сверяет свои открытия с теми, что находит в книгах, и тем самым имеет скудные – но критерии правильности пути.
Это этап ошибок и падений. Но также это все еще этап Призывающей благодати – когда ошибки не критичны и падения не болезненны.
3. Все очень плохо 🙂
На этом этапе человек может разочароваться и бросить свое делание. Разочарование – следствие очарования, т.е ложных надежд, обрести которые очень легко читая монашеские книжки про высокие степени молитвы. Самообман – она же прелесть – здесь как никогда остро встает перед человеком. Малейшие касания благодати в сердце он готов принять за сердечную молитву, а первые яркие духовные переживания – за Фаворский свет. Избежать этого можно не увлекаясь книжками! Только из книжек можно построить себе ложные схемы и приятно вкладывать свои скромные успехи в них!
Главное правило безопасности – сомневаешься – значит ты на правильном пути. Духовная жизнь – это всегда хождение по водам
И не придавать особого значения своим переживаниям. Наша цель – не приятные услаждения, а Сам Господь.
Разочароваться можно, получив за свое прелестное самообольщение состояние Богооставленности. Наступившее уныние должно мотивировать к молитве и покаянию, а если человек слаб – он бросит делание. Бывает и так.
Бояться не надо. Просто поменьше думать о себе , и желать – нет, ГОРЕТЬ желанием быть с Богом.
4. Есть успехи
Как мы видим, человек больше не проваливается в черную зону, но и в основной вектор Бога не очень-то попадает.
На этом этапе риск провала тоже есть. Собственно, он всегда есть и будет. Но как говорят опытные мотоциклисты – “кто не падает – тот и не ездит”.
У человека уже есть свои, практически выработанные критерии истинности, своя “техника безопасности”, свой собственный опыт познания воли Божией, и свои синяки на локтях и коленях.
Вот только есть нюанс:
5. Чем дальше тем сложнее
Зона разрешения практически ужалась в ноль. Нам остается меньше права на ошибку. Зона греха теперь стоит к нам вплотную. Потому что теперь мы знаем, где проходит граница. И как говориться, не говорите что вас не предупреждали!
********************
В зону греха человек попадать будет все равно, но зная свои собственные границы, он будет понимать всю ответственность за это. Святость – вовсе не безгрешность – это понимание глубины собственного несовершенства. Святость – это смотреть на себя глазами Божиими, видеть себя так как видит Он – со всеми грехами и недостатками. Поэтому отсюда автоматически вытекает непрестанное покаяние. Не грешить – не получится, иначе смерть не имела бы над нами власти. Но раскаянный грех – грехом быть перестает!
На всем этом пути чувствительность к греху и ненависть к своим порокам будет усиливаться и расти.
Если этого не происходит то значит вы что-то не то делаете.
****************
Некоторые мои читатели пытаются мерить мою духовность поскольку я пишу такие тексты. Они ожидают от меня прижизненной святости прямо здесь и сейчас. Хочу обратить к ним слова Шекспира:
“Грехи других судить Вы так усердно рвётесь, начните со своих и до чужих не доберётесь.”
Кропотливо и дотошно изучать грехи ближнего не занятие для христианина.
**************
Для краткости и чтобы не перегружать текст, я не пишу о необходимости регулярного Причастия (это и так подразумевается), о непрестанной молитве (мой дневник об этом уже есть), о покаянии, о распространенных ошибках на этом пути (у каждого свои шишки).
Это написано для тех, кто хочет начать но не знает как. Бояк и перестраховщиков хватает, но я верю что есть и реальные практики.
Спасибо!
Читатели, что мерят духовность – духометры – это те, кому подавай бородатого старца, чтобы на него смотреть, и осознавать свою греховность, “каяться” и прочее – котороче, дай посмотреть на того, кто “благостно” выглядит да сладко поет; а свой собственный путь тут совершенно ни при чем, его может и нету. Для них это все равно что телевизор посмотреть или политику пообсуждать у подъезда, только благочестиво. Поэтому можно уже и не делать реверансов любителям такой формы времяпрепровождения.
Все написано чётко и главное – аккуратно, про себя.
А я про себя скажу что со всем соглашусь
“Духовная жизнь — это всегда хождение по водам” – верно подмечено.
Вы можете зарегистрировать на нашем сайте себе постоянный аккаунт. Это дает возможность писать пользователям в личку и не нужно будет каждый раз решать капчу 🙂
пробовал… не получилось, там кажется нужно через твитер регится ?
на странице регистрации, когда заполняешь поле, в конце обычно стоит “зарегистрироватся” – этого слова здесь НЕТ !?
где его найти? )
Вижу проблему. Кнопка “зарегистрироваться” почему-то оказалась на бледном фоне. Чуть ниже справа, плохо видно.
Щас починю) Почему я узнаю о таких проблемах последней?…)
Если представлять конвенциональную [философами выдуманную и нам навязанную] абстракцию – “воля” в виде некоторой мотивации энергетической природы, коренящейся по большейчасти в области инстинктов и рефлексов, то можно разглядеть, что эта самая “воля” имеет своим происхождением волю Соаздателя, всего-навсего лишь делегированную нам и присвоенную не по праву.
Когда мы говрим: “Да будет воля Твоя…”, то было бы правильнее всего не “отдавать” свою волю Ему во владение, а просто честно ПРИЗНАТЬ, что мы владеем частью данной нам Им Его воли.
“Без Мене не можете же делати ничесоже.”
Согласиться с этим не могу категорически, если только это не терминологическое недоразумение. Воля – это, прежде всего, свобода выбора, и акт осуществления этой свободы – и Бог на нее никогда не посягает. А если эта “воля” нам кем-то внушена на подсознательном уровне, то мы превращаемся в марионеток. Напомню кстати про борьбу с помыслами, направленную именно на то, чтобы освободить человека из рабства бездумного подчинения велениям тела, обстоятельствам или демоническим внушениям. Так что “да будет воля Твоя” – это наше свидетельство приятия воли Бога, готовности принять ее, как свою и исполнять – свободно. А “без меня не можете творити” – предложение Богом Своей помощи и ее необходимости нам – но захотеть принять ее мы должны (если хотим ее получить) сами, свободно, и сообщить об этом Богу в молитве.
Воля, данная нам Богом вместе с самой жизнью, конечно уже не принадлежит Ему, но Он есть источник нашей личной воли. Это имел я ввиду. Мы не марионетки ни в коем разе.
Другое положение, живущее во мне на уровне озарения: мы не в состоянии любить истинно и в полноте, если только нас не коснётся своим крылом сам Господь Любви и Сущая Любовь Сама-по-Себе.
Мы можем без Бога только желать, присваивать, насиловать и проч., называя это “любовью”.