Часть 5. Борьба с грехом для «чайников»

Помни о Боге – и во веки не согрешишь

Мне тут дали ссылку на интервью с неким мп-батюшкой (они теперь раздают интервью наряду с пиар-политиками и порноактрисами): http://www.pravmir.ru/protoierey-andrey-kordochkin-hram-ne-kruzhok-po-interesam/. Обычно я на правмир не хожу – скучно продираться через чертополох лизоблюдской угоднической чепухи лишь для того, чтобы добраться до скрытых «внутренним редактором» авторов на дне этой «бочки дегтя» их потаенной и трусливо сбереженной от нескромных взоров церковных стукачей и доносчиков «ложки меда». При этом состоящей, как правило, из навязших в зубах прописных «истин» из катехизиса. И даже признанные уважаемые церковные авторитеты в своих текстах откровенно двуличны (если бы только «дву»!), стараясь угодить «и нашим и вашим» да еще и с опасливой оглядкой на церковное начальство, как бы не брякнуть лишнего.

Ну это я так, к слову о «Правмире» – но в данном случае ссылка еще сопровождалась небольшой цитатой, которая, собственно, одна, в результате прочтения всего по обыкновению мутного текста меня и заинтересовала. Вот она:

«…Есть слова о том, в чем заключается самая большая ошибка человека: он забывает, что он – царский сын. В том, что он не понимает, кто он такой.

Мы постоянно апеллируем к недостоинству человека: помни, что ты слабое, греховное, немощное существо. Все эти бесконечные «пособия по подготовке к исповеди» со списками мыслимых и немыслимых грехов – откуда они взялись? Зачем эти умственные купания в духовной канализации? Ведь Евангелие – прежде всего откровение не о падшем состоянии человека, это откровение, прежде всего, о его бытии как об образе и подобии, как о возлюбленном чаде Божьем. Это не плохие новости, а благая весть. Чувство собственного достоинства помогает бороться с грехом значительно больше, чем уверенность, что ты <просто грязная> тряпка <под ногами у дьявола>. Если ты тряпка, какой с тебя спрос?»…

Сама по себе интересная идея, некий совершенно иной угол зрения на бытие падшего человека в падшем мире, чем тот привычный хныкающий лицемерный тон, навязанный Церкви «святыми аскетами»: «братия падем на лица наши и восплачем о грехах наших» – а может лучше заняться чем-нибудь полезным и созидательным? Вообще-то, с Воскресения уже не дьявол здесь хозяин и Князь, а то и Бог, а вовсе Христос, и следование за Ним не предполагает бесконечного нытья на собственной могиле. Как сказано в детской книжке: «тут Пятачку пришла в голову мысль что и на Луне совершенно необязательно все время лежать носом вниз» – может, хватит уже, и пора встать на ноги и оглядеться в Божием мире?

Ну вот, опять я отвлекся от заявленной темы – а привлекло мое внимание в приведенной интересной цитате походя, как само собой разумеющееся, упоминание о «борьбе с грехом». Понятие, почерпнутое из аскетической литературы, но настолько въевшееся в православный менталитет, что понимается церковными людьми как НЕОБХОДИМОЕ условие спасения: бесконечное оцеживание комара в мыслях и желаниях, постоянное самокопание и «исповедание помыслов» перед назначенным начальством церковным чиновником в целях самоочищения и самосовершенствования, привычное самоуничижение и ложное, лживое, лицемерное «смирение», как правило принимающее форму холуйства и пресмыкания перед начальством и авторитетами. И оправдываемое «послушанием, которое превыше поста и молитвы» – весь этот ложный «путь», лучше всего характеризуемый строчками из песни Митяева: «…И крутятся без нас дележи, И мы куда-то, вроде, бежим, А на самом деле – лежим Все на отмели. И не заметно просвета ни сзади, Ни впереди, да и барина нет. Ждем, что вернется и всех нас посадит, Вот и начнется любовь да совет…». «Путь», заведший церковную жизнь не куда-нибудь, а в пучину того самого безобразного постыдного явного греха, с которым вся эта борьба, как нынешней житейской нормы монашества и священства, и в непролазную грязь и мерзость педерастических и педофилических «мелочей архиерейской жизни».

Да что ж это такое – доберусь я сегодня до сути или так и буду дальше «растекаться мыслью по древу»?

Итак, о борьбе с грехом. С моей точки зрения, идея совершенно ложная. А вся эта борьба, которая я уже сказал к чему привела и самих слепых поводырей и бредущих за ними таких же слепых ведомых – к грязной топкой яме – она, возможно, и вообще не нужна. Не нужна никакая «борьба с грехом» – и все тут! И прежде всего потому, что само понятие греха в церкви профанировано до вульгарной бухгалтерии с подсчетом баланса сотворенного «добра» и «зла» – и соответственного итогам «приговора»: с дЕбетом в рай, с крЕдитом – в бездну на адские мучения. Вот и занят церковный люд вместо радостной и захватывающей Жизни во Христе чернильнодушным кляузничеством на себя и друг друга, набившими оскомину подсчетами своих «проб и ошибок», торговлей с Богом за свои заслуги, обеспечивающие «право на спасение», и – всенепременно – «непрестанным покаянием» в виде бесконечного тоскливого нытья и самоуничижения.

А что есть грех? В конечном счете, как и св. отцы согласны, богомерзкая гордыня, проявляющая себя как начало и суть всего «списочного состава» остальных грехов, среди которых яркой звездой самости сияет – вы не поверите! – реченная «борьба с грехом» и самовольная самодовольная «праведность».

В чем суть греха? Прежде всего, в самоволии и богопротивлении – это разные проявления все той же гордыни. Первое говорит: «Зачем мне Бог? – Я Сам!». Второе – «Я лучше знаю, как надо, и стану делать что хочу, никакой Бог мне не указ!». Сам назначаю себя грешником, сам каюсь, сам исправляюсь, САМ – СПАСАЮСЬ! Или другая расхожая церковная примочка: «Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не очистишься, не очистишься – не спасешься» – такая циничная ухмылка обрядоверцев над Учением Христа.

Два человека пришли в Храм помолиться: один – фарисей, а другой – мытарь. Ну, дальше вы знаете. Но вот что интересно: Андрей Критский в своем каноне, а за ним и другие, согласным хором обвиняют фарисея в том, что он возомнил себя праведником по делам своим и сравнивал себя в свою пользу с кающимся мытарем, возносясь перед ним своими заслугами: «не как прочие человецы – грешницы, хищницы, лукавцы или как этот мытарь – и прочие безумные глаголы» – и за эту его гордость и превозношение единодушно его осуждают. Однако, никто не заметил, что во-первых фарисей по-честному исполнил все заповеданное Богом – и ЗА это получил оправдание пред Богом (пошел в свой дом оправданным МЕНЕЕ чем мытарь, но все же оправданным); а во-вторых с точки зрения Закона мытарь был неприкасаемым, то есть конченым грешником по определению. Так чего же «не докончал» недооправданный фарисей, который, видимо, был достойным Богобоязненным человеком? А просто он САМ решил, что хорошо, что плохо, что праведно, что грешно – не в житейских делах, а ПРЕД БОГОМ, пред Которым «Всяка бо правда человеческая пред Господом, яко руб поверженный на гноищи». Да, он руководствовался велениями Закона, который знал назубок – но в том-то и беда, что хоть и на основании Закона , но САМ решил, что Богу угодил, и что мытарь – грешник неприкасаемый. Он САМ решил – и Богу в молитве он высказал уже решенное им – и потому и вправду «безумные глаголы». Он ни о чем Бога не спросил, ему и без Бога все ясно. Вот если бы он сказал: «Господи, чего не докончал еще, чтобы быть совершенным?», – то услышал бы: «Иди, продай имение и раздай нищим и приходи и следуй за Мною», – и отошел бы хоть и с печалью, но зато лишенный самоуверенности. Потому что, если считаться и мериться с Богом праведностью, то пред Ним оказывается, что Его «требования» праведности непосильны ни для кого, и можно только вознадеяться и положиться на Его милость: ничем другим, никакой бухгалтерией не Спастись, не надейтесь – но только милостью и снисхождением Того, кто за это и назван Спасителем, вот так.

Мы не можем бороться с грехом, потому что САМИ не знаем, и не можем определить, что есть грех в глазах Божьих. Все, боровшиеся с грехом путем соблюдения заповедей и велений Закона, в том числе и ветхозаветные праведники – ВСЕ оказались в аду, осужденные за грехи свои. Кроме Иисуса, Который не согрешил, прожив человеческую жизнь – потому что, будучи Богом, Он ЗНАЛ, что грех, а что нет. ЗНАЯ, от греха удержаться, и натренировать себя не делать что-то конкретное очень возможно, это показал нам опыт и наших аскетов, а более их – индийских йогов, которые натренировались даже не дышать – и что? Сделала ли кого-нибудь из них эта тренировка святыми? Они, и их болельщики уверяют, что да, и готовы подтвердить это многими знамениями и чудесами – право, смешно! Только те, кто обратился к Богу за помощью в разумении Добра и Зла, не уворованном первыми людьми, но дарованном Богом лично вопросившему по его просьбе и мольбе, способны понять, что не грешить они не могут – скорее, уж не дышать – пред Лицом Праведности Божией – но это не делает их изгоями из рая Милости Божией, и не обязывает и на Луне лежать носом вниз.

Так что же нам делать, дорогие мои чайники, чтобы угодить Богу и по возможности не грешить? Да то же, что и всегда: ЖИТЬ пред Богом, ходить пред Ним неотлучно и непрестанно молиться ему с вопрошанием, как дети у родителей, надоедающие им вопросами обо всем на свете: «А это что? А почему?». «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите Бога». И вместо отчаянной «борьбы с грехом» путем умерщвления плоти, самоистязания бичом и голодом, удаления в пустыни, монастыри и скиты, за стенами которых «живет грех», постами и бдениями – вместо всей этой САМОВОЛЬНОЙ мути ДОВОЛЬНО будет, как дети, увидев что-то яркое и привлекательное, просто спросить Отца: «Папа, а можно мне это, это можно мне?». И если Отец вам разрешит просимое, как бы это ни было конфузно в глазах людей – смело принимайте ЭТО из Руки Его, ибо «что Бог очистил, того и ты не почитай нечистым» – нет греха в том, что, будучи разрешено Отцом, отныне не является ни самоволием ни богопротивлением – то есть тем, что и составляет грех.

Легко сказать – да трудно сделать. Как это: «Спроси»? А где Он, Бог-то, чтобы вот так взять да и спросить? «Стучите – и отворят вам». Надо пробовать – и не уходить от Двери, пока не откроют. Но уверяю вас, все не так страшно, стоит лишь захотеть. Я уже говорил вам как-то про молитву, и повторюсь опять. Не бойтесь предстать пред Бога, и едва вы вспомните что Бог вас видит, что вы перед Ним стоите, как тут же на Небесах снимается трубка: «Я вас слушаю…». Тогда не медля, просите, что хотите, и не стыдитесь высказать Богу свои желания – вот вам и будет то самое «исповедание помыслов», о котором написано в книжках.

Ну, а дальше что? Откуда я узнаю, что Бог меня слышал – и что Он мне ответил? Не отступайте, пока не получите чаемый вами ответ. Он обязательно придет к вам в виде «хлада тонка», легкого ветерка, тихо освежающего душу, и воцаряющего в ней Мир Божий, который ни с чем не спутаешь, потому что на земле нет ничего равного ему, ничего похожего. А вместе с тем может вас посетить и благой помысел, просвещающий вас личным откровением, что делать, на заданный вами вопрос. И коль Бог разрешил вам просимое – радуйтесь и веселитесь, а коль запретит – уверяю, что вам самим больше не захочется. Ну, а коль все же захочется – попробуйте еще раз спросить, Бог на вас за это не обидится, а Пути Господни неисповедимы: то, что сегодня детям нельзя, завтра может быть можно, потому что они выросли и стали взрослыми.

Кто-то из Отцов сказал: «Помни о смерти, и во веки не согрешишь». Я бы его поправил: «Помни о Боге …».

Олег Чекрыгин

Продолжение: Достучаться до небес

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии