Часть 6. «Достучаться до небес» для чайников

Практическое руководство по освоению навыка бытового чудотворения

 

В статье «Чудеса и чудотворение для чайников» я, как и во всей этой серии статей, попытался поделиться с читателями своим личным опытом – в данном случае опытом встречи с Чудом Божиим – и даже наметил пути освоения «технологии чудотворения», если можно так выразиться. Однако, теперь, оглядываясь назад, вижу, что кое-чего не договорил тогда, важность чего является критической для тех, кто попытается сходный опыт осваивать на практике.

Крещенье – свет, а некрещеных – тьма

А начну, пожалуй, вот с чего – с испытания нашей с вами веры, уважаемые читатели. Ведь именно от качества нашей с вами веры зависит вообще надежда на спасение – в Церкви Христа буквально все, что совершается чудесного, Божественного и спасительного, происходит только по вере тех, ради кого это происходит. Не верите? Даже само Святое Крещение зависит от веры крещаемого: если веры нет, то Дух Святый не соизволяет, и Крещение Духом не совершается: человек остается крещен иоанновым крещением, то есть просто полит водой в ознаменование очищения от грехов через покаяние. Такое, своего рода, символическое омовение от прежней жизни прежде вхождения в святость новой жизни во Христе. Примеры такого неполного крещения, и его восполнения по вере крещаемых имеются даже в Деяниях Апостолов, то есть случались в самые первые годы по Воскресении Христовом.

Позвольте, но у нас вся страна состоит из крещеных неверующих «православных». Их, наверное, если считать что верующих в стране примерно 10% по самым оптимистическим подсчетам, получается 90% населения страны, и каждый бьет себя в грудь: мол, я православный, хоть и не верю в вашего бога. И что?

А то, что, к сожалению, все эти люди вообще не являются крещеными во Имя Христа, христианами и членами Церкви Христа, хоть и будут страшно возмущены, узнав об этом.

Более того, все те, кто был крещен в младенчестве, крещеными Духом тоже не являются, и в церковной Полноте Духа Святого не пребывают, но опять-таки могут в лучшем случае быть отнесены к тем же «крещенным крещением иоанновым». И что с ними с такими делать теперь, когда они уже взрослые? И даже есть некоторые из них, которые теперь, уверовав, ходят в церковь и причащаются? Скажу честно – не знаю. Католики вон сохранили древнюю традицию конфирмации или по-нашему, воцерковления: крестят водой в младенчестве, а по достижении десяти лет помазывают миром во Крещение Духом и причащают. Единственное, что могу сказать таковым в утешение, это то, что на крещеных крещением иоанновым Дух сходил и после, по молитвам апостолов. И уж коль скоро уверовав, ходите в церковь, будем надеяться что будет вам по вере вашей: Дух Святый найдет на тя, и Сила Вышняго осенит тя.

Вокруг всего этого ведутся многовековые споры, но воз и ныне там – православная церковь продолжает обманывать неверующих и крестившихся в младенчестве, скрывая от них их настоящее плачевное положение застрявших между Небом и землей, расклиненных, как усевшийся между двух стульев.

Покажи мне веру твою

Вернемся, однако, к обсуждению заявленной в начале теме КАЧЕСТВА нашей веры.

Как бы нам ее проверить, как думаете?

А – по Евангелию, как всегда. Допустим, что мы вами относимся к невеликому числу тех счастливцев, что крещены ПРАВИЛЬНО: уверовав в Бога и Господа нашего Иисуса Христа, мы восприняли по вере нашей крещение водою и Духом от такого же, как мы, верующего и крещеного ранее водой и Духом человека, подлинного члена Церкви Христа, принадлежащего к Святому Народу и Царственному Священству Церкви Нового Завета. Замечу, что НЕ ВСЯКИЙ священник, служащий в храме, отвечает этим требованиям ПРИНАДЛЕЖНОСТИ – ну да Бог с ним, не будем мелочиться, иначе с места не сдвинемся.

Итак, мы допустили, что мы с вами крещены ПРАВИЛЬНО по вере нашей – водою и Духом, в Полноте которого в этом случае пребываем неотступно, несмотря на наши грехи и прегрешения, случающиеся с нами по неведению, слабости и недосмотру – такова падшая природа нашего естества, что НЕ ГРЕШИТЬ совсем мы не можем. Тем не менее с древних времен обычные христиане в отличие от некрещенных именовались СВЯТЫМИ БОЖИИМИ – и мы с вами такие же по факту принадлежности к Церкви с большой буквы.

Что ж, приступим наконец к исследованию нашей веры. Открываем Евангелие и читаем (Мк.16,1618):

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы».

Что, испугались? Мало этого:

«Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (мф.17,20)

Так, минуточку, это что же получается? Эдак каждый верующий возьмет и начнет творить что ни попадя: горы переставлять, моря передвигать – так-то дружно взявшись, можно и мир перевернуть, а род человеческий извести нежданными катаклизмами, наступившими по прихоти кого попало, ради их развлечения, или, не дай Бог, отмщения врагам, например, ненавидимой всеми «православными патриотами» пиндосии? Нет, что-то тут определенно не так, быть такого не может – и НЕ ДОЛЖНО!

Что ж согласен. Однако, зайдемте с другого конца – а вы можете решиться с ВЕРОЮ хотя бы ПОПЫТАТЬСЯ двинуть горами? Нет? А почему? Давайте вглядимся попристальнее в нашу веру: ведь просили же мы много раз С ВЕРОЮ – и не получали не то, что горами двигать, но даже какой-нибудь пустяк, вроде крючков на удочку, как Гек Финн в детской книжке про него. И что же нам помешало – мы же ведь ВЕРИЛИ?

Давайте перечислим здесь, во что же и в кого мы с вами верим – и ВЕРУЕМ. В Иисуса веруем – это раз. В св. Евангелие и Слова Христа – веруем несомненно, однако иной раз все же сомневаемся, а правильно ли мы эти слова понимаем? Ну ладно, пусть будет два.

А также – в свою веру и действенность св. Крещения по ней, в Милость Божию, Спасение души и Царство Небесное для нас… В общем, «три, четыре, пять – вышел зайчик погулять».

Чего не достает?

Вроде все правильно – чего же не достает нам? Немногого – и если вспомните, это немногое каждый раз останавливало вас, когда вы уже были готовы горы сдвинуть, лишь бы помочь своим страдающим близким или попытаться воскресить своих дорогих почивших. Это малое сомнение, закрадывающееся в душу в самый неподходящий момент, и лишающее человека той самой НЕСОМНЕННОСТИ веры в желаемое чудо, состоит в крошечной задней мысли: а что если БОГ НЕ ХОЧЕТ того, чего так страстно желаю я? А вдруг НЕТ ВОЛИ БОЖИЕЙ на то, чтобы чудо свершилось?

И мысль эта, надо сказать, не ложная, и не от лукавого, пытающегося сбить нас с толку в ответственный момент. Да, у нас есть ПРАВО ПРОСИТЬ Бога, и Иисус обещал, что чего ни попросим ВО ИМЯ Его, будет нам, что ни попросим – но и Бог же тоже ЛИЧНОСТЬ, как и мы – и тоже ПРАВО ИМЕЕТ. Имеет право согласиться или ОТКАЗАТЬ. Отказать? Но Он же Благ, и Он, Отец, не станет обманывать своих доверчивых детей, обещав и не дав? Однако, мы не единственные Его дети – а вдруг наша просьба опасна для остальных? Свобода воли одного кончается там, где начинается свобода воли другого – взаимно. И вообще, мы будущего не знаем, а Отец Небесный – знает, и, возможно, отказывает потому, что наше будущее окажется под угрозой неведомых нам бедствий, согласись он на нашу просьбу о ЧУДЕ – вот и вынужден Отец отказать нам. И наша просьба и молитва не совершается – а это в свою очередь подрывает в нас нашу и без того немощную веру. Получается своего рода заколдованный круг, который человек разрывает на себе традиционным способом – теряет веру и отрекается от Бога. Или, желая сберечь ее остатки, начинает быть в отношениях с Богом ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНЫМ: не выходить за пределы и рамки обрядовости, совершать положенную молитвенную и богослужебную проформу, и стараться не задаваться недоуменными вопросами, чтобы невзначай не натолкнуться на такие вот острые противоречия в ней, способные сокрушить и то, что еще от нее осталось. И это – привычное состояние большинства церковных людей, списавших свою веру на обочину своей жизни и предпочитающих жить подальше от Бога, спрятавшись от Него за церковной традицией и обрядом.

Печально. Но мы с вами пойдем мимо этого прискорбного малодушия церковного большинства и дальше – за Христом, читатель.

Имейте веру, что Бог ответит

Выход из предложенного кажущегося противоречия – ЕСТЬ! Если на пути нашей жизни ПО ВЕРЕ стоит неуверенность в том, угодны ли Богу наши просьбы, молитвы и желание ЧУДА, то единственный способ убрать это препятствие – это УБЕДИТЬСЯ: или в том, что УГОДНЫ, и Бог ГОТОВ исполнить наше прошение «о горе»; или – НЕТ. А на «нет», как говорится, и суда нет.

И как же добиться этого? А вот на этот вопрос я УЖЕ отвечал, дорогие мои. Как познать Волю Божию хотя бы в отношении себя – это общая и центральная проблема жизни любого Христианина, если он хочет ЖИТЬ С БОГОМ. И решать ее придется всегда и всякий раз, когда нужно принять решение даже о самых незначительных и бытовых вещах.

Вообще-то это было когда-то внедрено в практику жизни христиан нашими святыми, сложившими множество божественных молитв на все случаи жизни: молитва в путь и благодарность за возвращение, на сон грядущим и восставшим от сна, перед едой и после и так далее и тому подобное, им же несть числа. Но вот беда – церковные люди относятся к этим молитвам или как к проформе, которую НУЖНО совершить «во славу Божию»; или как к магии, автоматически оберегающей применившего ее от бед, неприятностей и искушений в тех или иных обстоятельствах, для которых этот «оберег» и был придуман. И почти НИКТО не относится к этим привычным заученным молитвам «по обстоятельствам», как к БОГООБЩЕНИЮ, чем вообще-то является ЛЮБАЯ молитва. То есть, требуя от Бога чего попало и надеясь это получить «по молитве», никто не ждет от Него ОТВЕТА на свою просьбу, высказанную в молитве: а вдруг Бог НЕ ХОЧЕТ, чтобы вы сейчас садились за стол или отправлялись в путешествие? Так постепенно возникает у верующих людей подсознательное отношение к молитве, как к МАГИИ: главное – в том, чтобы заклинания прочитать, и этим отпугнуть нечистую силу.

А ведь святые отцы учили нас молиться ДО ПЛОДА – то есть на любую молитву ДОЛЖЕН последовать ответ, нужно только уметь слушать, и иметь терпение подождать его, потому что Отец не отвратится от детей своих, не пренебрежет ими, но ОБЯЗАТЕЛЬНО им ответит. Нужно только не спешить и дождаться Божьего ответа в своей душе. Ответ этот БУДЕТ – и когда он будет, вы обязательно его услышите (конечно, не в виде «голосов», Боже упаси!), поймете и НЕ УСОМНИТЕСЬ, потому что ответ этот, подаваемый человеку по молитве, как правило, в виде БЛАГОГО ПОМЫСЛА, непременно сопровождается воцарением неизреченного МИРА БОЖИЯ в душе: Дух Святый касается ответом Бога души человека, и благодать наполняет ее радостью Небесной, которую не спутать ни с чем на свете, обещаю.

То есть, к молитве нужно относиться ТОЛЬКО как беседе с Богом, с Живым и Доброжелательным Собеседником – и на заданные вопросы, на высказанные просьбы ОБЯЗАТЕЛЬНО ждать ответа – и ДОЖДАТЬСЯ его. Вот и вся премудрость. И жизнь ваша сразу превратится САМА собой в ту самую непрестанную молитву, о которой говорит ап. Павел: «Всегда радуйтесь, НЕПРЕСТАННО молитесь, за все благодарите Бога».

А как же «прелесть» и прочие православные страхи? Друзья мои, вы к кому вообще обращаетесь в молитве? Правильно, к Всемогущему Царю и Богу – и в то же время к СВОЕМУ Отцу Небесному, любящему лично вас. Так неужто любящий Отец ваш подаст вам «вместо Рыбы – змею»? И Сам не найдет способ «не ввести вас во искушение, но избавить вас от лукавого»? Почто усомнилися, маловерные?

Весь мир на ладони, ты счастлив и нем

Если теперь применить это выработанное нами «молитвенное правило» к проблеме «горы», то получается вот что: все, что нам заповедал Христос по части прошения и все что он нам обещал по части «сбытия» этих прошений, а также обещанные нам ЛИЧНЫЕ чудотворения вплоть до перемещения гор и воскрешения мертвых для нас ВОЗМОЖНЫ – и сбудутся, если мы предварим их просьбой к Богу об этом и получением от Него РАЗРЕШЕНИЯ сотворить Именем Его то, что нам хочется или нужно – будет вам, что ни попросите «во Имя Мое». Имейте веру с горчичное зерно, что Бог ОТВЕТИТ вам, и когда получите Его Ответ – вот тогда да не усомнитесь в сердце своем, и увидите, как гора ввергнется в море! И так всякий раз: на разовое прошение – одноразовое разрешение

А теперь можно взглянуть с этой «горы» на все многообразие жизни – воистину увидим ВЕСЬ мир. Люди, живущие БЕЗ Бога – как же они-то обходятся? Да нормально: они САМИ принимают решения о своей жизни, и вместе с решением принимают на себя его последствия, в том числе и отдаленные, зачастую в детях, в грядущих поколениях – закон причинно-следственных связей работает в мире непреложно, и не требует Божественного вмешательства в Провидение. Помните про «грех на детях до седьмого колена»? Это не Божье возмездие за грех человека – человек САМ навлекает на себя и своих потомков последствия своих греховных деяний.

А может христианин САМ принимать решения? Да сколько угодно – большинство так и поступает – но с одной оговоркой: принимая решения сам, человек независимо от веры становится участником событий, руководимых не Богом, а случаем, то есть тем же самым причинно-следственным законом, последствия действия которого человек не в состоянии вычислить – и оказывается игрушкой «слепого случая». Правда, с оговоркой: попав в беду по собственной беспечности, он может опять-таки возопить к Богу: «Спаси меня, утопаю», – и вот уже Рука Христа выволакивает его за шиворот из водоворота волн моря житейского – ну так, утерев сопли, не забудьте хотя бы поблагодарить Его.

А теперь оборотимся взглянуть с нашей «горы» на церковную жизнь: какова она? Ну, о бытовой жизни верующих людей мы попутно сказали выше: молитва для большинства из них – или проформа, или «магия». К сожалению, то же мы можем наблюдать и в «богослужебной» жизни церкви.

Современные священные иуды

Возьмем сразу ее центр: Божественную Литургию. О литургическом магизме сказано было мной уже, казалось бы, достаточно. Но не все. Даже если принять традиционную точку зрения, что Евхаристию для последующего причащения мирян совершает правильно рукоположенный священник, то и тут что увидим? Опять отношение к молитве чисто МАГИЧЕСКОЕ, как к ритуалу инициализации: священник ДОЛЖЕН прочитать положенное последование молитв, и это главное – именно само это прочтение сводит на Предложение благодать Преосуществления – и Бога никто и не собирается спрашивать, а Он-то вообще согласен пожертвовать Собой ради вот этих в данном конкретном случае? То есть, такие вопрошания есть вроде бы во входных молитвах, но ответа от Него никто и не ожидает: прокукарекал, а там хоть не рассветай. И хорошо, коль священник хотя бы старается относиться к читаемому со вниманием, как к молитве Богу. Но даже если это не так, и поп думает, например, о чем-нибудь и совсем неподобном, и даже забыл вообще, прочитал он молитву Преосуществления или нет, перекрестил Дары или позабыл – ничего страшного, успокаивает его поповская инструкция под названием «учительское известие» – прочитай еще раз и ЕЩЕ РАЗ перекрести, и тогда небывшее сразу станет совершившимся, «сработает». Весь этот дикий ужас обрядового магизма настолько освящен многовековой церковной традицией, что попы уже и не задумываются о том, ЧТО в действительности происходит на Литургии, и чего свидетелями они должны и ОБЯЗАНЫ быть. Но след этой забытой и преданной презрению священной обязанности остался в чине Евхаристического Канона литургии Василия Великого: в последней перед Преосуществлением молитве он восклицает: «…благословением Твоей благости приити Духу Твоему Святому на нас и на предлежащие Дары Сия, и благословить их, и освятить, и ПОКАЗАТЬ»! То есть, это не только нормально, но и ДОЛЖНО БЫТЬ, когда предстоящие ВИДЯТ чудо совершения ЕВХАРИСТИИ, Преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову – Бог показывает эту Тайну тем, кто рожден от Духа в Новую Жизнь. Как сказал мне один присутствовавший на литургии человек, «не знаю что именно, но я заметил и понял, что в какой-то момент что-то ИЗМЕНИЛОСЬ».

Часто слышишь от священников, прослуживших достаточно долго – десять лет и более – жалобы на «выгорание»: служба приелась, все одно и то же изо дня в день, уже давно «на автомате» – и душа томится от скуки, тоски и однообразия, «засохнув» в человеке, давно утратившем живую веру, и потерявшим живую связь с Живым Богом. Это – прямой результат превращения Литургического Богообщения в обрядовый магизм, за которым уже и магический результат человека не греет, но остается лишь оболочка пустого обряда и натужные хлопоты, связанные с его нудным формальным исполнением. И ничего не происходит больше для такового, нет в Чаше для него Христа – это и есть причащение в осуждение, самое большое наказание Божие современным церковным иудам, бытующим в храме «не ради Иисуса, а ради хлеба куса», и превратившим Христово самопожертвование в заработок. (Ин.6:26.) «Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились».

Подлинно Божье в церковной практике всегда ВЗЫВАЕТ к Богу по вере в Него – и ждет от Него ответа и соизволения. А то, что кто-то делает и совершает САМ, как бы высоко он ни был поставлен – или ЕГО самообольщение, называемое в церковной практике прелестью, или идолопоклоннический магизм, полагающий свое упование на что угодно:

  • на особые способности «от Бога»;
  • на особые ПРАВА, якобы данные от Него же;
  • на священные предметы и освященные вещества;
  • на особые «тайные» молитвы и заклинания;
  • и наконец, на особую «сходящую от Бога», но от Его Божественной Личности как бы отдельную (хотя и не отделяемую – лукавые хитрости церковных материалистов) БЕЗЛИКУЮ то ли энергию, то ли субстанцию, то ли поле, называемую «благодатью» –

ВСЕ ЭТО суть церковный МАГИЗМ, не имеющий НИЧЕГО общего со Христом и Его Церковью.

Итак, заметим, что мы вернулись туда, откуда начали: ВЕРОЮ и МОЛИТВОЮ совершаются Чудеса Божии. То есть, тот, у кого есть ВЕРА, может двигать горы при условии МОЛИТВЫ: если на его молитву Господь ответит согласием, то ВСЕ возможно верующему. Потому что «без Меня не сможете сотворить НИЧЕГО». Пожалуйста, по вере своей: исцеляй, воскрешай, бери змей, пей яд без вреда для себя, говори на незнакомых тебе языках с теми, для кого они родные, двигай горы, делай что хочешь, что только сможешь вообразить себе – только СНАЧАЛА спроси разрешения на все это у своего Бога и Отца, помолись Ему и получи Его согласие.

Что ж подведем итоги. Из двух извечных русских вопросов: «кто виноват?» и «что делать?» ответим хотя бы на второй.

Оскудение подлинных чудес Божиих, перечень которых в Евангелии указан, как ОБЫДЕННЫЙ в повседневной жизни Христианина, и практическое отсутствие в церкви людей, способных творить чудеса (всех, даже всего лишь задающихся вопросом о возможности вернуться к древней практике повседневного чудотворения, церковники жестко осаживают, немедленно обвиняя в прелести, и начинают подозревать у них психиатрию), свидетельствуют о превращении молитвенной практики в МЕРТВЫЙ ЯЗЫК. Хотя молитвенные тексты имеются в избытке, но как ГОВОРИТЬ на этом языке, никто уже не знает и не помнит, потому что живые НОСИТЕЛИ языка утратились и сгинули много веков назад, унеся с собой в могилу тайну ПРОИЗНОШЕНИЯ, ЖИВОЙ РЕЧИ. Вот и читают эти тексты теперь как придется, без смысла и толку, лишь бы протараторить побыстрее – и про внимающего Бога уже никто и не вспоминает. А над возможностью диалога с Богом просто откровенно смеются и крутят пальцем у виска за спиной того, кто хотя бы даже помянет о подобном – ну сумасшедший, что возьмешь?

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

САМИМ для себя возрождать язык МОЛИТВЫ, начинать ГОВОРИТЬ на нем, и привыкать слушать Божественного Собеседника, как заповедал когда-то верующим Отец наш Небесный: Один у вас Пастырь, Учитель и Наставник – «Сын Мой возлюбленный, Его ПОСЛУШАЙТЕ». Он-то по-прежнему Жив, по-прежнему с нами, и готов говорить с вами на забытом человечеством языке молитвы, Живым Носителем и Единственным Учителем которого является ТОЛЬКО Он Один – Он вас научит и молиться, и ВНИМАТЬ ЕМУ, Его СЛУШАТЬ, вы постепенно приобрете навык молчать в Его Присутствии, внимая ему, чтобы услышать и послушать, что Он хочет сказать вам. И вам, ПОСЛУШНЫМ и верным ЕМУ в малом, Он с радостью даст большое и великое – будете двигать горы, если ВМЕСТЕ этого захотите: вы и Он.

Олег ЧЕКРЫГИН

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Natalia Gladka
Natalia Gladka
8 лет назад

Спасибо, для меня актуально.