Происхождение формулы Пресуществления

Уважаемый богослов и почитаемый церковью священномученик епископ Арсений Жадановский среди прочего написал брошюру «Как причащались древние христиане», в которой нас интересует первая глава «Древнехристианская практика причащения Святых Тайн», в которой он приводит несколько ссылок на древние описания практики причащения:
1. Ссылки на описание Тайной вечери в синоптических евангелиях Марка, Луки и Матфея всем известны, и потому нет смысла их цитировать, вспоминая принятую по сей день евхаристическую формулу пресуществления Святых Даров: «примите, ядите, сие есть Тело Мое за вас ломимое… Сия есть Кровь Моя за вас изливаемая» – полагаю, все православные хорошо ее знают и помнят. На всякий случай замечу, что в евангелии Иоанна это описание первого Причастия за Тайной вечерей вообще остсутствует – что, апостол забыл упомянуть о нем?

2. Ссылки на преломление хлеба в Деяниях, перечислим их: Деян.2:42 «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.;2:46 «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца»; 20:7 «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел…» и 20:11 «Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел» – как видим, в «Деяниях» упоминается Евхаристия лишь как «преломление хлеба» без всяких конкретных деталей описания Таинства, и без упоминания кокой-либо евхаристической формулы или молитвы.

3. Упоминания евхаристии апостолом Павлом в его посланиях, которых обнаруживаем всего два, оба в Первом послании к Коринфянам, они довольно обширные, но важны именно своей детальностью, и потому остановимся на них подробнее.

1Кор 10:16-21: «16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? 17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? 19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Что есть жертва святилищная? Что есть идоложертвенное? 20 То что язычники они, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. 21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской».

1Кор 11:20-34: «11:20 Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; 21 ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. 22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю. 23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб 11:24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. 25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. 26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. 27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. 28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. 29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. 30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. 11:31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. 32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. 34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду».

Если в отношении как Деяний, так и самих евангелий до сих пор идут споры о датировке этих источников, то в отношении павловых посланий все согласны, что они являются достоверно самым древним памятником христианства из имеющихся. И вот, кажется, Павел вполне подтверждает и синоптическую формулу Евхаристии, на которой основано догматическое учение о Пресуществлении Бескровной Жертвы в истинные Плоть и Кровь Иисуса, и упоминаемое в Деяниях «преломление хлеба» в виде братской трапезы на Вечерях Любви.

Однако, не все так просто.

Во-первых, Павел был иудеем до того, как стал христианином, и вполне сохранил в неприкосновенности свою веру в еврейского родового бога Яхве-Иегову, которого он вполне добросовестно считал Богом Отцом. И именно он разработал «богословие замещения», согласно которому Иисус, будучи принесен в добровольную Жертву Богу, ею искупил грехи всего человечества, примирив его с библейским богом, когда-то, в начале библии, проклявшим все свое творение за грех Адама и Евы, и выгнавшим их из Рая сладости на проклятую им землю греха, смерти и тления. За Жертву Иисуса Бог простил грешное человечество, примирился с ним и обещал ему вечную жизнь в виде воскресения мертвых – но не всем, а лишь уверовавшим в то, что Иисус – это тот самый Христос-Машиах, которого евреи ждали веками, а дождавшись, не узнали его и убили. За что их бог, прогневавшись на них, отнял у них обещанное им богоизбранство и вручил его тем, кто в Иисуса-Мессию уверовал. То есть, народ Божий был богом замещен: богоубийц отверг и вместо них выбрал себе в новые богоизбранники уверовавших в мессианство Иисуса христиан. Более того, именно Павел здесь же, в Первом послании к Коринфянам, развил будущее догматическое учение церкви о том, что, отпав от своего бога убийством посланного к ним Иисуса, иудеи вместо Бога Истинного Иеговы стали поклоняться бесам и в своем храме приносить свои жертвы им, а не своему бывшему богу, превратившись в обычных язычников. Вот Павел об этом и пишет в приведенной выше первой цитате 1Кор 10, в стихах с 18 по 21: он обличает отпавшего от бога и впавшего в бесопоклонство Израиля «по плоти».

Итак, мы установили, что Иисус, согласно Павлу – это принесенная библейскому богу Жертва, установленная в библейском Законе убийством и пролитием крови во искупление и ради прощения грехов еврейским божеством, чью жажду наказания смертью грешника задобрили и удовлетворили убийством и пролитием крови другого невинного существа – животного или человека. Да-да, в библии есть прямые свидетельства человеческих жертвоприношений, но сейчас мы на этом специально останавливаться не станем, нельзя объять необъятное, выходя все дальше за рамки заявленной темы. Далее Павел обращается к традиционному обычаю поедания мяса жертвенного животного после его принесения в жертву через ритуальное убийство. То есть, ритуальное поедание плоти Иисуса, невозможное в практическом смысле по причине, в первую очередь, Воскресения Иисуса, унесшего свою воскресшую плоть с собой на Небо, переносится на преломляемый за Вечерями Любви хлеб, символизирующий эту воскресшую Плоть и даже каким-то образом превращенный в Нее церковным магическим ритуалом. Вполне языческая сущность этого нового павлова учения о жертвоприношении Иисуса с последующим ритуальным поеданием Его «истинной» плоти под видом преломляемого хлеба, похоже, Павла нисколько не смущает, поскольку его религиозные воззрения остаются по сути вполне языческими. Но странно то, что это неаппетитное ритуальное действо, по сути вполне языческая мистерия, нисколько не смущает и сегодняшних христиан, безропотно и бездумно принявших от церковной традиции поедание своего Бога и свое личное участие в нем каждого причащающегося.

Само по себе павлово учение о Жертве и богословие замещения страдает многими богословскими изъянами, которые и сам Павел, по-видимому, понимал и осознавал, посвятив огромную часть своих посланий обоснованию своего «нового завета» христиан со старым библейским богом, в котором уже «по благодати» отпала нужда в обрезании и соблюдении заповедей и правил Закона, этим самым богом данная своим предыдущим избранникам. Что – согласитесь – является по крайней мере странным: бог все тот же, а правила отношений с ним рода человеческого Павлом вдруг самовольно устанавливаются почему-то другие, новые. Но речь сейчас не об этом, это большой отдельный разговор, не будем опять-таки отвлекаться от темы.

С точки зрения иудаизма Иисус, убитый римлянами-язычниками через распятие на кресте, по Закону является проклятым: «проклят всякий, повешенный на древе» (Втор. 21:23) – о чем и сам Павел упоминает, почему-то оправдывая именно этим проклятием Жертву Иисуса за грехи всего человечества: «3:13 Христос искупил нас от проклятия закона, сделавшись за нас проклятием, ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе» 3:14 дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою. Итак, мы получили благословение Духа через веру!30 (Гал3:13). Несмотря на целый сонм святых толкователей, объяснявших это место в павловых посланиях, мне лично оно не кажется убедительным и выглядит натяжкой. Что касается самого иудаизма, то для иудеев Иисус никак не мог считаться Жертвой за грехи, поскольку иудейские жертвы «во искупление» приносились обязатьельно и единственно только в иерусалимском Храме, и больше нигде, и никакая, пусть и ритуально обставленная смерть с пролитием крови вне храма угодной божеству жертвой признана быть не могла,и считалась у иудеев жертвой бесовскою, язычеством. Так что учение Павла о Жертве Иисуса иудейскому божеству тоже является, мягко говоря, натяжкой.

Но самым удивительным, и для иудея невозможным, немыслимым, является совершенно новаторская идея Павла о причащении не только Плотью, но и Истинной Кровью Иисуса под видом превращенного в Нее вина.

Павел далеко перешагнул границы дозволенного в иудейских языческих практиках жертвоприношений, заставив христиан не только есть жертвенную Плоть, но и пить Кровь своего Бога – хоть и под видом хлеба и вина, но провозглашается за каждой литургией и утверждается в богословском учении, что вино и хлеб ПРЕСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ (или прелагаются, что в общем одно и то же, магия) волшебным образом в ИСТИННЫЕ Плоть и Кровь Иисуса.

С точки зрения иудаизма потребление жертвенной крови считалось святотатством и наказывалось смертью (Лев. VII:27, XVII:10): кровь – это священная жидкость, содержащая в себе душу, то есть жизненную силу, дыхание самого Бога, которому она (душа) принадлежит и только ему одному должна возвращаться. Поэтому кровью жертв кропили во святая святых и мазали роги жертвенника в ознаменование, что жертва принята. Мясо жертвенных животных съедалось за ритуальными трапезами, но кровь – никогда. «Главная причина, по которой воспрещалось законом Моисеевым употребление в пищу крови, несомненно заключалась в том, что кровь главнейшим образом посвящалась Богу. Да и все почти по закону, говорит ап. Павел, «очищается кровью и без пролития крови не бывает прошения» (Евр. IX, 22)».

Так что именно Павел ввел в употребление эту привычную христианам евхаристическую формулу, основываясь на полученном им личном Откровении от Господа (11:23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб 11:24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание) – когда и где он его получил, Павел не уточняет. Однако, разработанное им новое богословие Жертвы, хоть и остается по своей внутренней сути совершенно языческим, является поистине революционным с точки зрения личного дерзновения Павла, посягнувшего на святая святых еврейского Закона, запрещавшего употребление крови жертв в пищу под страхом смерти за святотатство. То есть воровство божьего – у бога. Теперь Павел принуждает христиан не только поедать Плоть, но и пить Кровь своего Бога, содержащую в себе, по языческим представлениям Павла, душу Богочеловека, и сообщающую пьющим ее Его Божественное бессмертие, что соделывает причастников богочеловеками, равными Иисусу сынами Божьими – вот что задумал и осуществил Павел в своем богословском учении.

Безусловно, это было абсолютно неприемлемо для иудеохристиан, отвергнувших Павла не только как преступника Закона и предателя отеческих преданий, но и – как святотатца, повинного смерти. Для иудеохристиан он был неприкасаемым так же, как и для иудеев – и потому встречи с апостолами, равно как и собор с ними – личные выдумки Павла, его сладкие мечты, никогда не сбывшиеся. И если бы не Иудейская война, снесшая иудеохристианство с лица земли подчистую вместе с самими иудаизмом и еврейством – вряд ли бы учение Павла распространилось.

Однако, в приведенной выше второй цитате из Первого послания к Коринфянам имеется ценное упоминание о бытовой стороне Агап, Вечерей Господних, этих первых евхаристических собраний, о том, как они были устроены. И по тому, что пишет о них сам Павел, не было в их проведении никакой церемониальной мистической стороны вообще, никаких магический «пресуществлений» и волшебных превращений. Укоры Павла коринфянам и обличения в неблагоговейном отношении к Трапезе Господней открывают нам очень многое.

Во-первых, люди приходят на Трапезу со своим: кто что хочет, то и ест, принесенное из дому. Важно не содержимое еды, а сама совместная Вечеря «в воспоминание» Иисуса, по сути поминальная трапеза, за которой поминают не покойника, но вспоминают Воскресшего и выпивая-закусывая, веселятся, празднуя Его Воскресение. Во-вторых – самое главное – трапеза предполагает всю принесенную снедь общей для всех, она должна объединять всех сошедшихся в единении любви к друг другу и равном одновременном участии всех в принесенном, без дележки на свое и чужое – этим должно удостоверяться общее братство в Иисусе, все родные и все у них общее хотя бы за общим столом. И никакие ритуалы не предусмотрены, нет старших, начальников, предстоятелей, распорядителей, кто что принес – делись со всеми, пируй и радуйся, потому что Иисус – Воскрес и всех воскресил Собою в Вечности. Но только – собравшись все вместе, одновременно («33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите»).

Однако, Павел уже закусил удила обличения неблагочестивого поведения на Агапах и собирается навести порядок ритуальных правил поведения, обещая ослушникам, что: «11:34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду».

Теперь, в подтверждение исключительной революционности павлова новаторства в богословии Жертвы с употреблением в пищу Плоти и Крови Иисуса приведем евхаристическую формулу из Дидахе (Учение двенадцати апостолов), которое, при всей сомнительности его происхождения, все-таки признается наукой ранним документом, датируемым аж первым веком, и чуть ли не его серединой, что делает его ровесником павловых посланий. Также признано, что это Учение является порождением именно первичного иудеохристианства, иудейской общины христиан, не признававшей Павла своим апостолом. Итак:

«Сперва о чаше: Благодарим Тебя, Отче наш, за святой виноград Давида, отрока Твоего, который (виноград) Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!

О хлебе же ломимом: Благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки.

Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки».

И ни слова ни о Жертве, «Теле ломимом за вас», «Крови за вас проливаемой», ни об «Истинных Плоти и Крови» в Чаше – ничего этого иудеохристиане первого века не знали-не ведали, и даже представить себе не могли, но лишь, прямо и буквально, упоминают о ломтях хлеба и общей чаше вина на празднике Благодарения.

А теперь вернемся к приведенным выше цитатам Павла. Здесь есть важный нюанс. Дело в том, что происхождение павловых посланий остается туманным даже до сего дня. Точно известно о них только то, что их обнародовал привезший их в Рим в дар римской церкви Маркион Синопский в 140-м году. До этого имеется всего два известных нам упоминания о них у мужей апостольских: одно – в Первом послании Климента Римского, и еще – в двух посланиях Игнатия богоносца – но оба этих источника могут быть обоснованно поставлены под сомнение их авторства и времени написания.

Итак, Маркион. Но обнародованный им Апостоликон Павла существенно отличался от нынешнего канонического, и был примерно на две трети, или даже более того, короче по объему. И одно из обвинений, выдвинутых маркиону святыми отцами-ересиологами, было именно в том, что он нарочно обкорнал послания Павла в угоду своим еретическим воззрениям. Опять же не будем отвлекаться на то, в чем они состояли – для наших заявленных целей это не суть важно.

По очень большому объему цитирования порицавших Маркиона отцов-ересиологов Апостоликон Маркиона удалось частично восстановить в его исходном виде. И при сравнении этого восстановленного с каноническим корпусом посланий Павла выясняется, что отнюдь не все из приведенных выше двух цитат принадлежит ему изначально: почти все, видимо, было ему приписано и к нему дописано впоследствии, во втором веке в христианской среде греко-римских христиан-язычников, не столь щепетильно относившихся к крови жертвенных животных, где идеи Павла пришлись очень даже ко двору и прижились, превратившись в богословие Бескровной Жертвы, обрекшее христианство на постыдное участие в языческом жречестве вместо Трапезы Любви Господней.

Приведенная первая цитата в восстановленном варианте предстает в следующем виде:

«10:16 Чаша благословения, Крови… Хлеб, который преломляем, приобщение Тела

10:19 Что же я говорю? Что есть жертва святилищная? Что есть идоложертвенное?

10:20 То что они, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу».

Как видим, несмотря на купюры, общий смысл сохраняется: у нас Тело и Кровь, которой приобщаемся, а у иудеев жертвы бесам, которые, съедая, они бесам и приобщаются – такой незамысловатый языческий маго-материализм.

А вот со второй цитатой просто беда, от нее остается только упоминание трапезы без всех этих тела-крови вовсе: «11:20 Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; 11:21 ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. 11:22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию304 и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю. 11:33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. 11:34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение» – то-есть, одно лишь укорение в небратском поведении и личной жадности за общей Трапезой Господней, более ничего.
Что же касается стихов с 23 по 32, то вот что пишет в своем комментарии к ним современный исследователь Андрей Васильев в своей очень компетентной современной (2019 год) работе «МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ «АПОСТОЛА» МАРКИОНА»:
«Тертуллиан не цитирует 1Кор 10:23-32, но дает краткую аллюзию на эти стихи в AM (Апостол Маркиона) 5.8.3: «Точно так же мы, говоря по поводу Евангелия, уже доказали при помощи <самого> таинства хлеба и крови истинность Тела и Крови Господа (11:23-27) опровергнув их призрачность, согласно Маркиону; но и о том, что любое упоминание о суде (10:29, 31-32) указывает на Творца как на Бога-Судию, речь шла почти на каждой странице этого труда». В 1 Кор. 11:23-25 цитата из Лк. 22:19-20, которая присутствовала в Евангелии Господнем (AM. 4.40.4), в отличие от Лк. 22:16-18, которых там не было. При этом автор ссылается на традицию устной передачи от самого Господа. Известно, что Павел не присутствовал на Тайной вечери, поэтому эти слова не могут принадлежать ему. C большой долей вероятности из автор – редактор, знакомый с текстом Евангелия от Луки.

Во отмечает, что 11:26 предполагает второе пришествие, католическую концепцию, которая в этом виде не встречается у Маркиона. Стихи 11:28-32 включают в себя тему суда и наказания от Господа, что противоречит маркионитскому учению. Хотя тема осуждения с миром (см. Рим. 8:21) вполне в духе направления мысли апостола, контекст в пользу того, что стих принадлежит редактору.

Обращает внимание хорошая согласованность 11:17-22 и 11:33-34. Это, несмотря на аллюзию Тертуллиана, в пользу исключения 11:23-32, поскольку фрагмент выглядит чужеродной и многословной вставкой».

То есть, грубо говоря, отбросив корректные научные обиняки, это (11:23-32) – позднейшая вставка в текст, редактуры времен второй половины второго века, и исторической ценности она не имеет.

К этому, в рамках нашего исследования, необходимо сделать еще вот какое дополнение. Приведенные ранее цитаты из синоптических евангелий и Деяний обесцениваются сомнениями в их ранней датировке первым веком. Современные исследования последних лет объявляют евангелие Господне, включенное все тем же Маркионом в его Новый завет наряду с посланиями Павла, ПРЕСИНОПТИЧЕСКИМ текстом, на основании которого все синоптические евангелия были написаны в качестве псевдоэпиграфов лишь во второй половине второго века. То же относится и к сказочным Деяниям, написанным, по свидетельству их неизвестного автора, фальшивого «Луки», после, то есть позже евангелия того же поддельного Луки. Так что наиболее достоверным подлинным источником остается лишь корпус посланий Павла в виде восстановленного маркионова Апостоликона, и в нем единственная цитата, свидетельствующая об изобретении Павлом своей евхаристической формулы в составе его богословия Жертвы в виде:
«10:16 Чаша благословения, Крови… Хлеб, который преломляем, приобщение Тела» – возможно, это единственное претендующее на достоверность свидетельство происхождения современной евхаристической формулы и в целом богословия «Истинной Плоти и Крови» Иисуса.

Олег ЧЕКРЫГИН

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии