Девство и брак: мнение апостола?

Прямое противоречие слов апостола Павла о приоритете девства над браком с заповедями Христа “да будут двое одна плоть”.

Остается одно – идти в тексты разбираться. Что мы и делаем. Берем для начала перевод синодальный, но далее мы увидим разночтения в переводах.

Версия, на которой настаивают апологеты монашества, аппелирует к 1-му посланию к Коринфянам (7). С ним и будем разбираться.

“Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.” Открываем все варианты перевода втч греческий подстрочник, и видим, что имелось в виду ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ апостола, и он подчеркивает что Господь ЕМУ ЛИЧНО сказал оставаться одиноким. Подчеркивает также, что насчет его личного совета всем быть одинокими не было УКАЗАНИЯ ГОСПОДНЯ. Подчеркивает САМ АПОСТОЛ.

1

“По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так.” Смотрим варианты перевода, и понимаем, что это ОН СЕБЯ ИМЕЛ В ВИДУ и свои тяготы апостольского служения. Где-то встречала исследование, где говорится о том что у Павла была семья, и даже где-то он приветствует свою супругу. Но он оставляет ее для того, чтобы совершить свое тяжелое служение.

2

“Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.” Кто ж спорит, что одному проще! Без детей особенно! Подчеркнем, что это его личное мнение.

3

“Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие;” если посмотреть перевод подстрочника, выясняется, что имеется в виду последние времена, т.е необходимость быть готовыми к погребению.

4

“Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.” короче говоря, все это – его личное мнение и пожелание. Продолжение изложения личного мнения. Да еще и с этим нависшим ожиданием конца света.

5

Отсылка к св.отцам:

«Должно упраздниться от дел супружеских, чтобы заняться молитвою, – пишет свт. Василий Великий, – упраздниться от попечений о богатстве, от пожелания земной славы, от наслаждения удовольствиями, от зависти и всякого дела против нашего ближнего, чтобы, когда душа наша в тишине и не возмущается никакою страстью, в ней, как в зеркале, было чисто и неомраченно Божие озарение» . Свт. Василий в качестве упраздняемых перечисляет не только злые дела и, толкающие нас на это, греховные страсти, но и непредосудительные («брак честен и ложе непорочно» (Евр. 13; 4)) «дела супружеские». Тем самым он «отделяет святое от несвятого» (Иез. 22; 26), определяя по одну сторону «упраздняемое»: не только злое, но и доброе, просто земное (тленное, преходящее), а по другую – святое, небесное (нетленное, вечное). Именно по этой причине, лишь «на время (πρὸς καιρόν <прос кэрон> – на время, на период – „не дольше“ . – И.П.), для упражнения в посте и молитве» , да и то «по согласию», апостол Павел позволяет супругам «уклоняться друг от друга (на церковно-славянском: «не лишайте себе» – μὴ ἀποστερεῖτε ἀλλήλους <ми апостеритэ аллилус> от ἀποστερέω <апостерео> – грабить, лишать )» (1 Кор. 7; 5). Заметьте: не по причине пресловутой «нечистоты», приписываемой «делам супружеским» иными «ревнителями», но, чтобы ради приобщения к вечности уже в нынешнем веке, периодически отвлекать внимание сердца от суеты преходящего мира, от всего, пусть даже и прекрасного, как сотворенного и благословленного Богом, но тленного в силу своей преходящей природы.
О том же говорит и свт. Иоанн Златоуст: «Потому пост и есть добро, что он устраняет заботы души и, прекращая угнетающую ум дремоту, обращает все помыслы к ней самой. На это и Павел намекает, когда отклоняет от совокупления, и употребляет выражение весьма точное. Он не сказал: да не оскверняетесь, но: да пребываете, т.е. упражняетесь, в посте и молитве; так как сообщение с женою ведет не к нечистоте, но к неупражнению (в этих делах)»”. «Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особым тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запрещал молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? <…> Следовательно, можно и с женою совокупляться, и молиться, но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказал: да молитеся, но: да пребываете в молитве, потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. <…> Заповедует воздерживаться во время поста для усерднейшей молитвы: может это идти ко всем церковным постам, особенно же к говению» (Свт. Феофан Затворник. Толкования посланий св. апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. – М.: Московский Сретенский монастырь; Паломник; Правило веры, 1998. С. 252–253).

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии