Прямое противоречие слов апостола Павла о приоритете девства над браком с заповедями Христа “да будут двое одна плоть”.
Остается одно – идти в тексты разбираться. Что мы и делаем. Берем для начала перевод синодальный, но далее мы увидим разночтения в переводах.
Версия, на которой настаивают апологеты монашества, аппелирует к 1-му посланию к Коринфянам (7). С ним и будем разбираться.
“Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.” Открываем все варианты перевода втч греческий подстрочник, и видим, что имелось в виду ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ апостола, и он подчеркивает что Господь ЕМУ ЛИЧНО сказал оставаться одиноким. Подчеркивает также, что насчет его личного совета всем быть одинокими не было УКАЗАНИЯ ГОСПОДНЯ. Подчеркивает САМ АПОСТОЛ.
“По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так.” Смотрим варианты перевода, и понимаем, что это ОН СЕБЯ ИМЕЛ В ВИДУ и свои тяготы апостольского служения. Где-то встречала исследование, где говорится о том что у Павла была семья, и даже где-то он приветствует свою супругу. Но он оставляет ее для того, чтобы совершить свое тяжелое служение.
“Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.” Кто ж спорит, что одному проще! Без детей особенно! Подчеркнем, что это его личное мнение.
“Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие;” если посмотреть перевод подстрочника, выясняется, что имеется в виду последние времена, т.е необходимость быть готовыми к погребению.
“Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.” короче говоря, все это – его личное мнение и пожелание. Продолжение изложения личного мнения. Да еще и с этим нависшим ожиданием конца света.
Отсылка к св.отцам:
«Должно упраздниться от дел супружеских, чтобы заняться молитвою, – пишет свт. Василий Великий, – упраздниться от попечений о богатстве, от пожелания земной славы, от наслаждения удовольствиями, от зависти и всякого дела против нашего ближнего, чтобы, когда душа наша в тишине и не возмущается никакою страстью, в ней, как в зеркале, было чисто и неомраченно Божие озарение» . Свт. Василий в качестве упраздняемых перечисляет не только злые дела и, толкающие нас на это, греховные страсти, но и непредосудительные («брак честен и ложе непорочно» (Евр. 13; 4)) «дела супружеские». Тем самым он «отделяет святое от несвятого» (Иез. 22; 26), определяя по одну сторону «упраздняемое»: не только злое, но и доброе, просто земное (тленное, преходящее), а по другую – святое, небесное (нетленное, вечное). Именно по этой причине, лишь «на время (πρὸς καιρόν <прос кэрон> – на время, на период – „не дольше“ . – И.П.), для упражнения в посте и молитве» , да и то «по согласию», апостол Павел позволяет супругам «уклоняться друг от друга (на церковно-славянском: «не лишайте себе» – μὴ ἀποστερεῖτε ἀλλήλους <ми апостеритэ аллилус> от ἀποστερέω <апостерео> – грабить, лишать )» (1 Кор. 7; 5). Заметьте: не по причине пресловутой «нечистоты», приписываемой «делам супружеским» иными «ревнителями», но, чтобы ради приобщения к вечности уже в нынешнем веке, периодически отвлекать внимание сердца от суеты преходящего мира, от всего, пусть даже и прекрасного, как сотворенного и благословленного Богом, но тленного в силу своей преходящей природы.
О том же говорит и свт. Иоанн Златоуст: «Потому пост и есть добро, что он устраняет заботы души и, прекращая угнетающую ум дремоту, обращает все помыслы к ней самой. На это и Павел намекает, когда отклоняет от совокупления, и употребляет выражение весьма точное. Он не сказал: да не оскверняетесь, но: да пребываете, т.е. упражняетесь, в посте и молитве; так как сообщение с женою ведет не к нечистоте, но к неупражнению (в этих делах)»”. «Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особым тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запрещал молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? <…> Следовательно, можно и с женою совокупляться, и молиться, но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказал: да молитеся, но: да пребываете в молитве, потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. <…> Заповедует воздерживаться во время поста для усерднейшей молитвы: может это идти ко всем церковным постам, особенно же к говению» (Свт. Феофан Затворник. Толкования посланий св. апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. – М.: Московский Сретенский монастырь; Паломник; Правило веры, 1998. С. 252–253).