В сегодняшнюю неделю Крестопоклонную, Евангельское чтение посвящено несению креста, который Господь предлагает взять на себя всякому, желающему идти за Ним. Все мы вроде бы хотим идти за Христом, и у христианина, уверовавшего во Христа, желающего последовать за Ним, имеются, пожалуй, два главных соблазна, которые являются двумя проявлениями одной и той же болезни.
Там хорошо, где нас нет!
Одна сторона этой болезни состоит в том, что человек желал бы начать свою жизнь сначала. Жизнь – штука трудная. Мы живем, в ней делаем ошибки, совершаем неблаговидные, скверные поступки, портим отношения с людьми, теряем лицо и авторитет среди тех людей, среди которых мы живем. Все мы испытывали зачастую в прискорбных и тяжких обстоятельствах такое желание: бросить все, убежать куда-нибудь и начать все сначала.
Особенно это свойственно молодости. Время такое, когда, казалось бы, все пути открыты, и можно в любой момент все бросить и начать жизнь сначала. Говорит старая пословица: там хорошо, где нас нет! Кто-то говорил по этому поводу, что это хорошо, потому что, куда бы мы ни явились, мы все испортим своим присутствием.
Жизнь начать сначала не удастся, потому что мы уже такие, какие мы есть. Куда бы мы ни попали, в какие бы обстоятельства мы ни обратились, – все равно в этих новых обстоятельствах мы начнем вести себя по-прежнему, и очень скоро прежняя оставленная нами жизнь снова явится в эти новые обстоятельства за нами, как хвост за лисой.
Желание убежать от жизни свойственно зачастую христианину. Он теперь считает: раз он человек верующий, то имеет надежду на Бога, на Царствие Небесное. Он начинает себя уговаривать: то, что в мире – это все неважно, это все смертно, тленно и никому не нужно. А вот Божественное – вечно! Теперь жить надо ради Бога, ради Небесного, и жить чуть ли уже не на Небе!
Поэтому первый соблазн – это скорее пойти за Христом и оставить все земное, но ради себя! Раз я решил спасаться, теперь мне ничего здесь не нужно, я буду спасаться, и ни до чего другого мне дела нет!
Такое желание – убежать на Небо, следуя, как человеку кажется, за Христом, появляется у христианина, когда он приходит в церковь. Тут ему Господь говорит: если ты хочешь следовать за Мной,
Отвергнись себя и возьми крест свой!
А человек старается поступить наоборот! Он старается себя втащить в Царствие Небесное себя, свои прихоти, свое я, свое «эго». Человек превозносит именно его, и больше всего хочет взять его с собой. Он хочет жить для себя и ради себя! И ему очень импонирует такая идея, которая бытует в церкви, что, прежде всего, нужно заботиться о спасении своей души! И это правильно!
Но дело в том, что спасти свою душу человек может только через исполнение заповедей Христовых, которые есть – любовь к Богу и ближнему. Причем не просто любовь, а любовь жертвенная! Христианство – это самопожертвование! И когда говорится о спасении души, то душу-то можно спасти, только пожертвовав ее для Бога и своего ближнего!
И поэтому Господь говорит: кто хочет душу свою сохранить, спасти ее и ищет этого в церкви, тот ее погубит. А кто положит ее за Христа и Евангелие, и за други своя, тот ее соблюдет! И здесь Господь нас предостерегает от второго соблазна.
Второй соблазн – это то, что я спасаться-то буду в церкви, и жить-то я буду в церкви. Буду христианином, и буду вести себя как христианин, но только в церкви!
Когда я буду приходить в церковь, ближних буду любить, Бога буду любить. А когда я возвращаюсь в мир, в котором я живу, в свои житейские обстоятельства, то там-то я буду жить по-прежнему, чтобы никто не догадался, что я христианин, никто меня не обвинил, и чтобы все оставалось по-прежнему. Не дай Бог, что кто-нибудь узнает, что я христианин! Вот и получается, что человека, который постыдится Сына Человеческого – того и Господь постыдится!
Все сегодняшнее Евангельское чтение проникнуто единым духом. В нем такие совершенно разрозненные части: возьми крест; кто душу свою захочет спасти, тот ее погубит, а кто ее потеряет ради ближнего и Евангелия, тот ее сохранит; кто постыдится Сына Человеческого, в роде сем прелюбодейном и грешном, того и Он постыдится.
Как же связано все это? Связано это через то, что
Господь нас призывает следовать за Собой!
Отвергнуть свой эгоизма, отвергнуть потакание себе, перестать заботиться о себе и любить «себя любимого». Взять крест свой!
Что такое крест, который имеет человек? Это то, без чего он не может войти в Царствие Небесное. Только крестоношением и конечным распятием, повторением подвига Христова человек может следовать за Христом в Царствие Небесное.
Вот говорят: как это – возьми свой крест? Где его взять? В церкви выдают, что ли, этот крест? У каждого из нас уже есть свой крест. И всю жизнь мы пытаемся этот крест сбросить, спихнуть его с плеч долой.
Этим крестом являются обстоятельства нашей жизни, иногда очень тяжкие, в которые нас поставил Господь. Иногда это семейная жизнь, иногда это болезни, в которых мы живем.
Вот часто приходят люди и говорят: «Батюшка, у меня муж пьет, у меня сын пьет. Они такие сякие, вот он – проходимец, все пропил, он меня сожжет – курит по ночам в постели». Приходят и подразумевают, что батюшка должен сказать: прогони его в шею, что с ним церемониться, вызови милицию! Но ведь на самом-то деле, это же крест, который вручен Господом! Мы не хотим его брать, мы хотим от него всячески отделаться, мы хотим спихнуть его с себя. И многим это удается. Вплоть до того, что и детей в детские дома отдают.
В конце концов, все мы знаем сказку про мальчика-с-пальчика: когда родителям нечем было его кормить, они взяли его и в лес завели и там бросили. И такое тоже бывает в нашей жизни, к сожалению.
Самое страшное во всем этом – это обыденность того, что происходит. Пьют родители, потом их родительских прав лишают, детей – в детский дом. Они продолжают водку пить и рады, что от детей отделались. Единственное, о чем жалеют, что их пособия лишили, еще норовят пенсию у ребенка отобрать. Отберут пенсию и пропивают, а ребенок ходит и выпрашивает. А мы приходим в опекунский совет, а там говорят: а что мы можем сделать? Мы ничего сделать не можем. И так оно и идет чередой.
Когда человек становится христианином, приходит в церковь, Господь говорит: возьми крест свой, что же ты его сбросил с себя? Ведь Я тебе его вручил для спасения души, все жизненные обстоятельства, в которые ты поставлен, вручены тебе для того, чтобы ты возлюбил и возлюбил много – Бога и ближнего своего!
Ведь Сын Человеческий пришел для того, чтобы возлюбить много. И возлюбил даже до смерти, смерти крестной. Он умер за нас на кресте и нам говорит: вот, пожалуйста, совершите подвиг вашей жизни, не надо никуда ни ехать, ни бежать, ни в монастыри удаляться, ни в пустыни. Единственное, что нужно – поднимите обстоятельства своей жизни и в этих обстоятельствах ведите себя как христиане! Возлюбите Бога своего больше всего на свете (и больше себя, в том числе!), и ближнего своего, как самого себя!
Пожертвуйте собой ради Бога и ближнего!
Вот и будет вам крестный путь, вот и будет крестоношение, вот и будет хождение с крестом за Господом! И тогда окажется, что это действительно тяжело. И тогда окажется, что надо не постыдиться Господа в роде сем прелюбодейном и грешном, и исповедовать веру.
И тогда окажется, что нужно и себя отвергнуться, и пожертвовать собой. Сначала пожертвовать своими удовольствиями, потом своими интересами, а потом, может быть, придется и здоровьем пожертвовать. И всей своей жизнью, может быть, в конце концов, придется пожертвовать! Но это будет не страшно, жить будет не страшно, потому сказано в Евангелии, что, взяв свой жизненный крест, мы должны будем последовать за Господом! Вести нас по жизни будет Сам Господь, а мы должны лишь следовать за Ним. А с Ним ничего не страшно!
И тогда, оказывается, что нужно душу свою не беречь, а положить ее за други своя, за Господа и за Евангелие. И сберечь ее в данном случае умолчанием, не исповедованием веры – это погубительно!
И вот тогда оказывается, что крест-то Господень и является тем тяжким и единственным средством для спасения, которое уже дано нам в начале нашей жизни, и которое мы брать себе не хотим!
Вот здесь нам Господь и говорит: хочешь следовать за мной, хочешь быть христианином, хочешь спастись – бери крест свой! Бери и не стыдись. И неси его, чтобы все видели, что ты христианин, и чтобы люди, посмотрев на тебя, сказали: «ну, если этот верует, то Бог есть»!
Олег Чекрыгин