Ритуальные страхи

Евхаристия совершается «особыми человеками» – или Духом Святым?

Недавно за чаепитием после литургии зашел разговор о богослужении, ритуалах, обрядах – и их месте в жизни верующего человека. Такая, что ли, непринужденная дискуссия, ни к чему не обязывающая и ничем не ограничиваемая – никакими, понимаешь, ритуальными завываниями, или злобным ополчением на невзначай договорившегося иной раз Бог знает до чего.

Я почему вспомнил про ритуальные завывания? Просто манера такая была у «маститых» проповедников – завывать. «Дорогие братья и сестры, сегодня, в этот святой день…». Не знаю, кто у кого подцепил эту церковную традицию и когда, но я немало встречал таких горе-проповедников по церквам – выглядело все это крайне неестественно и фальшиво. До того, что хотелось выйти вон при первых звуках, как с провинциального концерта, на котором пьяные лабухи «лабают» кто в лес, кто по дрова. Я их так и называл: «проповеди с завыванием». Если кто еще помнит, сходная манера речи была присуща предыдущему патриарху Алексею-2. И до того эта маска приросла у него к лицу, что он не мог уже от нее избавиться даже в частных беседах.

Ну, это я отвлекся. Итак, стали мы за чайком о том, о сем калякать и добрались до интересного вопроса: а как вообще происходит пресуществление Даров за Евхаристией, когда именно, и что нужно для совершения таинства, без чего оно не произойдет? Мнения были разные: тут тебе и наличие антиминса, и неопустительность чина, и престол с облачениями, и наличие правообладающего священнослужителя, и благословение Правящего Архиерея… – в общем, чего только не наговорили: «семь бочек арестантов». А девочка одна возьми да и спроси: «а что, без всего этого «не сработает?». Такой тут шок случился у присутствующих, как теперь модно говорить, «когнитивный диссонанс» – даже, было, зашикали на нее. А я-то оказался не готов ответить сходу по существу дела – застала она меня врасплох.

Что ж, разошлись. «На разойтись я сразу согласился – и разошелся, и расходился». Русский-то мужик, как известно, задним умом крепок. Стал я тут думу думать, что и как бы ответил, и уж что надумал, тем поделюсь теперь, пожалуй, со всеми.

Немало повидал я всякой всячины и разного дива за тридцать лет священства – каких только чудес встречать не приходилось. Как в анекдоте про монастырь: «У вас тут святые есть? – Не, святых нема – уси чудотворцы».

Знал, например, престарелого чудака-батюшку, который все, что по чину положено, утраивал: нужно три раза перекрестить, допустим, воду на освящении – он три по три креста кладет. Так, чтобы уж с гарантией.

А вот интересно, если, допустим, поп зазевался и, задумавшись о своем, на евхаристии, предположим, вообще забыл формулу евхаристическую произнесть, или напутал чего – как тогда быть? Как узнать – произошло пресуществление или же нет? А если нет – что ж, переслуживать и перекрещивать? Так ведь два раза литургию служить не положено – дважды в одну реку не войдешь. Или вообще поп-толоконный лоб, неверующий, и молитвы тараторит на автомате, по-начетнически – тогда что?

Еще поп был – пьяница, который, почитая себя недостойным, за Литургией Святые Дары вообще не освящал, и сам не причащался, а прихожан причащал из чаши вином, в которое всыпал поминальные частицы из вынутых просфор. А причащающимся каково –  они-то, бедные, и не подозревают, что там в Алтаре делается? Причастились они или нет – как узнать? А вдруг «не сработало»?

Я уж не говорю про взаимную «безблагодатность» Таинств, которой, как саблей, размахивают во все стороны все, кому не лень – бей всех «ненаших»! – не задумываясь даже о том, что они тем самым возводят хулу на Духа Свята: Он – Бог, и «Дышит, где Хочет», а эти смертные возомнили о себе, что могут помыкать Им. Ведь это ж надо – сегодня проклянут друг друга, а завтра, глядишь, обнимутся и заплачут – а как же быть с «безблагодатностью», которая вчера была, а сегодня и помину о ней нет?

И стало до меня потихоньку доходить, что многое в обрядовой стороне церковной жизни заведено со страху – того самого страху, что «не сработает». И чтобы «сработало» – Господи, прости меня, грешного! – нужно весь ритуал выполнять от сих до сих. Чтобы, как говорится, «формальности были соблюдены». И такая меня тоска взяла тут! Куда же нас эта «формальная логика» завела за две тыщи лет церковной истории скандалов и безобразий, в какой темный лес на съедение дикому Зверю? И как теперь из этого лесу, в котором в каждых трех соснах богословы все путаются веками, нам, просто верующим во Христа, выбраться на свет Божий?

Известно как – Слава Богу. Пойдем за Ииусом, пусть Он ведет нас, на Него одного вся надежда.

Как Господь совершал тайную вечерю? Обряд был? А облачения? Рваный хитон, в котором Его и повели на распятие… «Взял хлеб, и благословив, преломил и раздавая ученикам сказал: примите, ядите, сие есть Тело мое; и взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пийте от нея все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета за многих изливаемая во оставление грехов». И все.

Ну, скажут многие, это ж Господь – а мы грешные, куда нам…

«Сие творите в мое воспоминание», – тут же говорит Господь ученикам, чтобы мы не усомнились. Кто не ест и не пьет – «не имеет части со Мной».

Ученики – кто были? Правильно, апостолы – слабые, грешные люди, струсившие и разбежавшиеся, бросив Учителя со страху. Рук на них Христос не возлагал – пусть не врут архиереи. То есть, возлагал, посылая на проповедь, что они потом и сами друг с другом неоднократно делали – только не ради сошествия Святого Духа, а в качестве благословения, для разового воодушевления на подвиги -вроде как обнимал. Дух Святый сошел и проявился через пятьдесят дней после Воскресения, когда Бог-Отец послал Его к ученикам христовым – и все это время они просидели в Сионской горнице запершись и дрожа со страху, и Дух Святый не сходил на них до дня Пятидесятницы. То-есть, по сути, они и крещены не были – и крестились Духом в день Пятидесятницы. Потом они крестили и руки на крещеных возлагали, призывая Дух Свят, который не всегда сходил по их просьбе – Он Бог, и Он решает. Но на кого сходил – то единожды, и с ним оставался.

Я это к тому, что всяк верующий во Христа Иисуса не только может и «право имеет» – но и должен ради части со Христом «сие творить в Его воспоминание». Творить – это не вкушать «сотворенное» из чужих, зачастую, оскверненных грехом и мерзостью, рук. Право это и эта обязанность даны каждому христианину и неотъемлемы. И никакой специальной «харизмы» не нужно тому, кто уже обладает полнотой церковной благодати – любому из нас, крещенному водой и Духом по Вере его в Господа нашего Иисуса Христа.

А – «сработает»?

Для того, чтобы «сработало», нужно выполнение еще двух – всего двух! – условий, которые поставил Сам Христос.

Во-первых, «веруйте в Бога и в Меня веруйте. Верующий в Меня спасен будет, а неверующий уже осужден». И Бог, зрящий на сердце человека, не соизволяет неверующему – ничего не окажется для него в Чаше, кроме кусочка хлеба и капли красного вина, и он не найдет там Христа, в Которого не верит – что ж, это справедливо. Как в анекдоте: «Господи, к Тебе атеисты. – Скажите им что Меня нет».

А во-вторых – Христос пришел не к праведникам, но ко грешникам для покаяния. И Кровь Его изливается Им до сего дня «за многих во оставление грехов». То есть, к «праведным», к считающим себя правыми, Господь не приходит – Он им не нужен. Он приходит к грешникам принять их в покаянии – и простить. Все мы грешные – «родился – и уже виноват». Но только те, кто сознают свои грехи, отказываются от них или хотя бы борются с ними, хотя бы стыдятся их – достойны помощи Божьей, которую Христос не замедлит подать им Своими Плотью и Кровью, Духом Святым. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».

Есть такой рассказ в Житиях. Какой-то старец гулял по берегу некоего озера, и вдруг увидел Свет и Огнь Небесный, ниспавший в виде как бы молнии на землю на другом берегу озера. Поспешив туда, он обнаружил детей игравших в церковь, и только что, не ведая, совершивших евхаристию.

«Пока не будете, как малые дети, не войдете в Царствие Небесное».

Ну хорошо, а как же все это, «нажитое непосильным трудом»: уставы, богослужения, облачения, освящения, законы и правила – имя им легион, чины и звания, «тайносовершительные харизмы»  и «священные благодати» – как быть со всем этим хозяйством? Да никак. Все это – со страху вполне ритульному и по природе своей языческому: «а вдруг не сработает?». Здесь уместна формула: трус, дурак и невежда посеяли и взрастили, а плод достался примкнувшему к ним мошеннику. Когда-то, давным-давно первые ритуальные страхи были посеяны трусливыми фарисействующими дураками из первых христиан, которые еще при жизни апостолов опасались, что «не сработает», и заставляли уверовавших во Христа и крестившихся во Имя Его еще и обрезываться «страха ради иудейского». И были заботливо взращены церковными жуликами – священносановной корпоративной заединщиной, сразу же отделившей себя от Народа Божия в особую жреческую касту Архиереев ( а архиереи-то – Христа распяли) ради земной власти над людьми. За тысячелетия церковной истории «скандалов и безобразий» страхи эти дали богатый плод «во сто крат» на ниве церковных суеверий и «православного» язычества. Они – вопиющий признак отсутствия Веры у магов-материалистов, которые верят не в Христа, а в технологию «православной» магии – и здесь она у них и вправду «не сработает» ни разу, хоть лоб себе разбей.

«Оставь мертвых погребать своих мертвецов, а ты по Мне гряди». На Свободу, на которую Он, сказав «люблю», отпускает нас – всех, верующих в Него. За ним, читатель.

Олег Чекрыгин

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Алексей
Алексей
10 лет назад

Уважаемый о. Олег! Прочитал некоторые Ваши статьи, Вы словно пишите не о себе, а о нас. У нас все те же проблемы и извечный вопрос “что делать”. Мы и предлагали, и делали и шли на “военные” хитрости-бесполезно не пробиваемо. Все как в какую-то ватную стену. И пришли к таким же выводам: нужна домовая церковь не подчиненная неомодернистам и прочим истам. Под началом законного канонического архиерея. Помогите. Пишите лучше на почту. С поклоном р.б. Алексей.