По следам ветхозаветного бога

Был ли бог ветхого завета Отцом Своего Сына и нас с вами?

Моя предыдущая заметка «Бог МаньЯхве» вызвала довольно-таки ожесточенные споры, но, к сожалению, не достигла желанной цели: так и не нашлось никого, кто бы взял на себя труд, проанализировав текст Ветхого Завета с точки зрения предложенной гипотезы, или опровергнуть ее, что называется, с фактами в руках, или подтвердить ее неопровержимость.

Напомню, о чем вообще идет речь: в Ветхом завете, и в частности, в Пятикнижии Моисея, являющемся по сути религиозной историей еврейского народа, бог евреев ведет себя совсем не по-божьи, и уж во всяком случае не по-отцовски – но как капризный деспот и жестокий тиран, а зачастую просто как умалишенный маньяк-убийца, с садистическим наслаждением проливающий кровь, наслаждающийся жуткими муками изощренных пыток и творящий чудовищную расправу над ни в чем неповинными живыми существами, в том числе и сотворенными Богом «по образу и подобию Своему». И посему я задался вопросом, который мне нередко задавали другие: почему ваш Бог такой жестокий. Попытка ответить, напомню, привела меня к гипотезе, что под брендом «БОГА евреев» выступал совсем не Творец и Вседержитель, а всего лишь Его самозваный «наместник», самовольный завхоз, более известный нам, как «Князь мира сего».

«Если хочешь что-то сделать, приходится делать самому», и пришлось мне потратить немало времени, чтобы вновь проштудировать Ветхий завет и сопутствующую теме литературу хотя бы в хрестоматийной форме – это поистине «море безбрежное, в нем же гады им же несть числа животные малые с великими». И поделюсь теперь результатами своих поисков.

Но сперва определю предмет этих самых поисков. Что можно сказать о Боге важного для нас и нашего спасения? Во-первых, «покайтесь, ибо приблизилось к вам Царствие Небесное» – суть Благой Вести, возвещенной людям Иисусом Христом. Во-вторых, Бог есть Любовь, и Новый Завет – это заповедь о любви к Богу и ближним. В-третьих, «Христос посреди нас и Есть, и Будет» во вся дни до скончания века; в четвертых воля человека СВОБОДНА, и НИКОГДА не попирается даже Богом, не говоря о всяких мелких тварях типа бесов и демонов; в-пятых, чего не попросим у Отца с верой в молитве – будет нам, что ни попросим; и наконец, в-последних: Бог не открывается ни отдельным людям, ни человечеству в целом в явных знамениях и чудесах – и это прямо вытекает из «в-четвертых»: любое ЯВНОЕ вмешательство есть насилие над свободой воли и принудительное навязывание Себя, Кого человек должен СВОБОДНО избрать и принять в свою жизнь ВЕРОЙ – что и является залогом Спасения: верующий в Меня на Суд не приидет, а неверующий УЖЕ осужден.

А вот теперь давайте-ка вместе взглянем на Ветхий Завет с точки зрения Нового, и в частности, с перечисленных выше позиций.

Я специально выписал из книги Бытия все упоминания о Боге, какие там встречаются – как ни удивительно, но их там не так много – набралось всего три страницы библейских стихов. И что же я там вычитал важного для этого рассмотрения? Просто перечислю, не утомляя читателя цитированием и ссылками, не все подряд, а то что нужно для рассмотрения моей гипотезы – кто хочет, может проверить по тексту. Итак.

  1. История Каина и Авеля, жертва Богу (зачем Богу жертва?) – это первое ЯВНОЕ вмешательство бога (?) в жизнь людей, выгнанных из Рая в мир, куда они отправились жить БЕЗ Бога: бог предпочел одного другому и этот другой УБИЛ первого – за это первое в мире убийство и первую смерть бог осудил убийцу на вечное проклятие, ибо жизнь человека неприкосновенна – казалось бы;
  2. Начали призывать ИМЯ Бога – молиться;
  3. История Ноя – люди надоели богу и он вообще всех их потопил;
  4. Ной убил и сжег трупы животных – принес богу жертву – и было это ПРИЯТНО Богу и он решил больше человечество не уничтожать хотя бы целиком;
  5. Завет с Авраамом о народе евреев от него и длинная его история;
  6. Встреча Авраама с Богом в виде трех ангелов и уничтожение Содома и Гомморы – бог САМ лично явился в город и уничтожил его со всеми жителями «за разврат»;
  7. Принесение в жертву Исаака: «И было после сих происшествий, Бог искушал Авраама» – то есть, решил проверить настолько ли ему верен Абрам, что готов даже убить собственного долгожданного сына – без комментариев;
  8. «Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем?» – и еще много раз утаивал бог имя свое от людей – почему?
  9. «Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь» – то есть убил за то, что не понравился;
  10. «И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я. Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего» – вот так имя у бога.

И что можно вычитать из всего этого важного для нас? Во-первых, бог постоянно вмешивается в дела людей, судит и наказывает их или наоборот награждает – САМ. Во-вторых – массово и индивидуально убивает людей, как неудовлетворительный результат неудавшегося опыта руководства ими; в третьих – скрывает свое имя, и делает это неоднократно. В-четвертых, требует жертв себе и наслаждается убийством и пролитием крови. В-пятых, ИСКУШАЛ Авраама, требуя убийства сына, которого Сам обещал и дал. И, наконец, в-последних – вступает в непосредственное общение и разговор с избранными им, и используя авторитет «отцов», подчиняет и заставляет исполнять его распоряжения.

Дальше-больше. В остальных книгах Моисея бог уже совсем перестает стесняться и творит все то же самое, но уже в режиме ручного управления «народом божиим», внушает Моисею свой Закон, по которому должен жить богоизбранный народ, и требует дотошного исполнения этого закона под страхом смерти – но как бы ничего особенно нового В ПРИНЦИПЕ уже не происходит. Как, впрочем, и в дальнейшем. Бог, правда, позже практически отказывается от «ручного управления», но все продолжается в том же духе «злобы поднебесной»: неверность людей богу и закону с одной стороны, а со стороны бога – чудовищные расправы и наказания, да еще с науськиванием людей и народов друг на друга и жестокими умерщвлениями тех, кто посмел ослушаться «божьей воли» убить ВСЕХ вплоть до «мочащегося к стене».

А потом приходит Христос и все меняется: Новый Завет вступает в свои права. И, кстати, именно Господь открывает нам истинное имя Бога – ОТЕЦ. В ветхом завете упоминается 10 имен Бога: Яхве (Сущий), Эллохим (БогИ), непроизносимое ИСТИННОЕ имя Бога, обозначаемое по написанию как тетраграмматон, а также «имена»-свойства, такие, как Вседержитель, Творец, Владыка, и Главнокомандующий (примерно) – но об отцовстве и речи нет. И лишь у Давида и двух других пророков есть обращение к Богу, как к Отцу – в пророчествах оно встречается лишь 6 раз на все Писание. Что ж, такова участь пророков говорить нечто ни с чем не сообразное, смысл чего станет понятен потом, когда все уже случилось. И назвав Бога Отцом, Сын усыновляет и нас, Своих братьев по человечеству, Своему Отцу – уже не рабы, но сыны Божьи. Отношения с Богом меняются кардинальным образом: бывшие твари, до времени безразличные своему Создателю, становятся Богу своими, Его детьми, возлюбленными Святыми Божиими, наследниками Царства, Богами – «Боги есте». Так Промысел Божий в конце ветхозаветных времен совершает с людьми то, что они сами отвергли, поторопившись вкусить незрелый плод первородного греха – что ж, знать дозрели до Царствия Небесного, пришедшего в Силе.

А теперь вернемся к моей гипотезе. Я предполагаю следующее: Бог Творец и Вседержитель, закончив дела Творения изгнанием людей в мир из Рая, убедился, что «все хорошо весьма», то есть созданный Им мир может существовать самостоятельно и автономно, и убедившись в этом, «в седьмой день почил от трудов Своих», то есть удалился из мира, оставив его на произвол судьбы существовать так, как он сможет. И вот здесь произошла у Бога неожиданная размолвка с Его первым и главным помощником, Денницей, который, видимо, был не согласен именно с тем, что мир теперь проживет и без Бога, и считал, что бросать его нельзя, а нужно управлять миром и руководить людьми в том самом «ручном режиме». Да, здесь следует, пожалуй, добавить, что Денница уже воплотил свои разногласия с Богом в «первородный грех», потому что хотел людям «добра» и считал, что Бог несправедливо лишает их божественного познания «добра и зла», которое одно способно сделать их «как боги» – и поспешил предоставить им такую возможность по-своему. Бог не желал этого, но по Милости Своей не противился Своему любимцу, и предоставил ему поступать так, как ему заблагорассудится – а тот решил доказать Богу, что прав, и что так будет лучше. И когда Христос говорит, что «видел сатану спадшего с Небес» – это было не свержение, не наказание, а самовольная «командировка», в которую отправил себя тот, кто отныне нарек сам себя «князем мира сего», вместе с подчиненным ему ангельским воинством, выбравшим между послушанием Богу и своему предводителю.

А далее – см. Ветхий завет: требует поклонения людей себе, любимому; устанавливает жертвоприношения опять-таки себе – Богу, почившему в неотмирной Трансцендентности на Небесах ничего от автономно существующего мира не нужно, Он РЕШИЛ ни во что не вмешиваться и не станет отзываться в том числе и на мольбы о помощи: да живите вы как хотите. Может, кому-то и это покажется жестоким, но такую «жестокость» все же не сравнить с потопом и небесным огнем, пожирающим и людей, и камни, и целые города. Далее – скрывает свое имя, потому что не Бог, потом прикрывается авторитетом других( я Бог отцов твоих), и наконец становится окончательным самозванцем, присвоив себе ИМЯ БОЖИЕ – Ягве, От Начала Сущий. Затем искушает Авраама убийством сына – Иак. 1,13: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает», потому что Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого». Начинает САМ руководить всем и всеми, забыв о СВОБОДЕ ВОЛИ человека, а натолкнушись на нее с разбегу и разбив об нее себе нос, приходит в ярость и сметает с лица земли плоды своего неудавшегося эксперимента по управлению миром людей, чтобы начать все «с чистого листа»; потом раскаивается в том что натворил, и решает исправиться, и больше так не делать – и вот радуга в качестве напоминания ему что «низя-я», что-то вроде нашего «узелка на память». Кого все это напоминает? Лично мне – школьника, играющего в кубики, конструктор и картонных человечков – а вовсе не «Бога-Отца, Вседержителя, Творца видимых и невидимых».

Можно долго это все разбирать – кто хочет, пожалуйста, милости просим, а с меня, пожалуй, довольно и этого.

Эта предложенная мною модель отношений Бога со своим бывшим слугой не взята мной с потолка и не высосана из пальца – ее пример и отголосок отражен в самом Ветхом завете, в Книге Иова Многострадального: Иов1, 6-12 «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей…»

И так далее – ну, вы помните. То есть, сатана по прежнему был допущен к Богу. И именно он САМОВОЛЬНО распоряжался во вселенной, при этом, видимо, регулярно докладывая Богу о своих «успехах», чтобы похвастаться.

Постепенно все, конечно, окончательно запуталось, и теперь уже не разберешь, где «Богу – Богово», а где наш самозванец потянул одеяло поклонения людей Богу на себя. Например, иудеи, наверное, обидятся, если сказать им что они «всю дорогу» покланялись «не тому Богу» и вместо Бога – дьяволу. Но все-таки это, определенно, не так: наш всехний предок Адам ЗНАЛ Бога Истинного, и передал это знание своим потомкам как способность к БОГООБЩЕНИЮ – молитва их обращалась именно к Богу, Который вместе с прочими полномочиями ДОБРОВОЛЬНО передал права на распоряжение ею своему самовольному узурпатору, который и распоряжался всем этим по своему усмотрению до времени – прямо скажем, не слишком удачно. Так что и Закон Моисея в, по крайней мере, его разумной и осмысленной части «заповедей добра», и пророчества о пришествии Спасителя и многое другое, «от Начала Сущее» в Промысле Божием, возможно, исполнялось дьяволом, как его воля, не подозревавшим что воля вовсе не его, а Божия. Как там у Гете? «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает Благо».

Для нас-то важно установить для себя, что «богом» ветхого завета, барагозившим без меры посреди древнего мира и наломавшим дров «на двушечку» вечностей в огненном озере, обещанном ему в Апокалипсисе, был именно дьявол, сатана – и именно он ответственен за все злодеяния, жестокости и кровавые убийства ветхого завета, которые приводят в такой ужас наших слабонервных христиан.

И, видимо, достал-таки нашего Отца Небесного, выражаясь профанным языком, «до печенок», сперва доискиваясь искусить Сына Божьего, прельстив «всем богатством мира сего», которым он явно распоряжался по своему усмотрению совершенно самовольно, а кончив убийством Того, в Ком подозревал, но не познал Своего Бога – и тут его самовластию был положен решительный конец, его окончательно и навсегда изгнали с Небес от Лица Божия, а в «мире сем» воцарился Христос Бог наш, принявший на себя бремя правления нашим бренным миром: «Все предано Мне Отцом Моим». И все сразу закончилось и прекратилось: знамения и чудеса, Божественные явления «Христа народу» и прочие балаганные фокусы, до которых был так охоч Его самозваный предшественик. Но и сбылось Его обещание, самая важная для нас Благая Весть Нового Завета: «Приблизилось к вам Царствие Небесное» – Сам Бог, Господь наш Иисус Христос сошел с Небес к нам в наш грешный мир царить и править как милостивый Бог-Любовь, и остался здесь с нами навсегда до скончания века, не разлучаясь при этом со Отцом и Духом на Небесах. Милостивое и любовное правление Его отличается от ветхозаветного как Небо от земли, повторим:
Во-первых, «ПОКАЙТЕСЬ, ибо приближилось к вам Царствие Небесное» – суть Благой Вести, возвещенной людям Иисусом Христом. Во-вторых, Бог есть Любовь и Новый Завет – это заповедь о любви к Богу и ближним. В-третьих, Христос посреди нас и Есть и Будет во вся дни до скончания века; в четвертых воля человека СВОБОДНА, и НИКОГДА не попирается даже Богом, не говоря о всяких мелких тварях типа бесов и демонов; в-пятых, чего не попросим у Отца с верой в молитве – будет нам, что ни попросим; в-шестых, Бог не открывается ни отдельным людям ни человечеству в целом в явных знамениях и чудесах. И это прямо вытекает из «в-четвертых»: любое ЯВНОЕ вмешательство есть насилие над свободой воли и принудительное навязывание Себя, Кого человек должен СВОБОДНО избрать и принять в свою жизнь ВЕРОЙ – что и является залогом Спасения. «Верующий в Меня на суд не приидет, а неверующий УЖЕ осужден».

К этому всему ДВАЖДЫ перечисленному – повторенье мать ученья – надлежит добавить нечто важное для многочисленных приверженцев ветхозаветного «божьего отмщения», почему-то считающих себя если не христианами, то во всяком случае «православными» – и для всех, обвиняющих Бога в жестокости. Воцарившийся вместо самозванца Царь мира Господь Иисус Христос НИКОГДА не вмешивается в дела мира ради отмщения, убийства злодеев и «наказания виновных» – НИКОГДА! И жестоко ошибаются злые и мстительные «дети Божии», уповающие в этом на Него, молящиеся о «победе над врагами», устраивающие молебны «во славу нашего оружия», освящающие самолеты, танки и бомбы, несущие смерть, и прочие «благочестивые» злодеи. А также обиженные, требующие от Бога жестокой расправы и отмщения обидчикам, и злорадно потешающиеся над теми, кого, как они считают, уже «настигла божья кара» – «бог» всех таковых остался в ветхом завете и теперь не у дел: «отец ваш диавол, и вы хотите творить похоти отца вашего». «Не знаете, какого вы Духа – Сын Человеческий пришел не губить жизни человеческие, но спасти их». Так что во всех бедах, войнах, злодействах и убийствах виноваты ТОЛЬКО сами люди, так и не ставшие учениками Христа и продолжающие жить в ветхом завете. А что касается природных бедствий: катастроф, болезней и смерти – то не забудем о самодостаточной автономности существования мира, живущего по Богоустановленным законам бытия, испорченным грехопадением первых человеков. И покаемся, вместо того чтобы взваливать за все это вину и возводить напраслину на Бога, Который «ни в чем не виноват, ни в чем не виноват!».

И – САМОЕ ГЛАВНОЕ. Не вмешиваясь в дела мира по Своей прихоти в отличие от Своего самовольного предшественника, дабы не попирать СВОБОДУ ЧЕЛОВЕКА, Господь при этом ВСЕГДА ГОТОВ вмешаться в Творение и изменить ВЕСЬ мир всего лишь ПО НАШЕЙ ПРОСЬБЕ, по нашей молитве, обращенной к Нему – и Он ждет наших молитв, чтобы прийти к нам на помощь, взвалить нашу жизнь Себе на плечи, и тащить, сколько понадобится – воистину, ПРИБЛИЗИЛОСЬ К НАМ ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ.

Олег Чекрыгин

Начало темы:

Бог-маньЯхве

https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5e15dd31dddaf400b1f6c8aa

 

 

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest
2 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Владимир
Владимир
8 лет назад

Как вариант:
История Каина и Авеля, жертва Богу (зачем Богу жертва?)
=Богу жертва не нужна. Поскольку люди НИЧЕГО не знают о Боге, они заняты ПРИДУМЫВАНИЕМ того что нужно Богу исходя из того что нужно им самим. Жертва нужна людям. Зачем? Это отдельный разговор.

– это первое ЯВНОЕ вмешательство бога (?) в жизнь людей, выгнанных из Рая в мир, куда они отправились жить БЕЗ Бога: бог предпочел одного другому
=Нет. Это люди решили, что бог предпочел одного другому. В этом разница.

и этот другой УБИЛ первого – за это первое в мире убийство и первую смерть бог осудил убийцу на вечное проклятие, ибо жизнь человека неприкосновенна – казалось бы;
Начали призывать ИМЯ Бога – молиться;
История Ноя – люди надоели богу и он вообще всех их потопил;
=обычный катаклизм. Никто никому не надоел.

Ной убил и сжег трупы животных – принес богу жертву — и было это ПРИЯТНО Богу и он решил больше человечество не уничтожать хотя бы целиком;
=Это было нужно Ною, чтоб задобрить Бога, в которого Ной верил. Бог ничего не решил))

Завет с Авраамом о народе евреев от него и длинная его история;

Встреча Авраама с Богом в виде трех ангелов и уничтожение Содома и Гомморы – бог САМ лично явился в город и уничтожил его со всеми жителями «за разврат»;

=Я полагаю, что в то время городов подобных Содому и Гоморре был чуть ли не каждый первый. А поскольку случился катаклизм, люди дальше домыслили “Божий промысел”. Это не сложно.

Принесение в жертву Исаака: «И было после сих происшествий, Бог искушал Авраама» — то есть, решил проверить настолько ли ему верен Абрам, что готов даже убить собственного долгожданного сына – без комментариев;

=а я прокомментирую. Это опять была потребность Авраама. В религиозном экстазе он хотел принести Богу то, что приносили окрестные язычники. И…. не получилось. То ли совесть замучила, толи наконец пришло откровение, что Бог есть любовь). В последний момент пробегал козлик и все стало ок.

«Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем?» – и еще много раз утаивал бог имя свое от людей – почему?

=Потому что нет у Бога имени. На кой оно ему?

«Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь» – то есть убил за то, что не понравился;
«И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я. Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего» – вот так имя у бога.

= А что мы можем еще узнать о Боге кроме имени тех предков, которые нам о нем рассказывали. Правильно. Ничего.

Леонид
Леонид
7 лет назад

Я – в полном обалдении и очаровании от сего опуса!!!
Владыка Олег наконец-то [почти] достиг уровня отношения древнего Маркиона к этой еврейской галиматье, которую какие-то хитрые криптоиудеи подверстали под одну обложку с Новым Заветом и веками конопатили ею мозги христианам, [намеренно] уводя их от сокровенных смыслов Провозвестия Господа о немедленном поиске и достижении Царства Божия, как единственной реально стОящей задачи жизни человка.

Рад за Вас, Владыка!