Оставшиеся главы

 
Восстановленное Евангелие Господне Маркиона Синопского, являющееся пресиноптическим текстом, можно читать он-лайн или скачать в сети

 
Глава16
1-10 ев. чтение о Закхее-мытаре. Вот и понадобился Иерихон – дело происходит почему-то в этом городе – почему? Возможно, существовала связанная именно с Иерихоном устойчивая легенда об обращении и покаянии мытаря-грешника – очень похоже не распространенные в народном творчестве сюжеты о торжестве справедливости.
11-28 Притча о приумножении богатства. Типичный пример совершенно иудейского по своему смыслу и значению мидраша, исполненного специфической еврейской мудрости
28 Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим – человек, зачем приходил? В Иерихон.
Вывод: НИЧЕГО ценного вообще
Глава 17
1 В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, 2 и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?
Если Иисус проповедует в Иерусалимском храме иудеям иудаизм – с чего вдруг являться самим первосвященникам и что выяснять?
3-8 Дальше происходит совершенно невозможный диалог об Иоанне, который уже был казнен как преступник, изобличенный в богохульстве, то есть в проповеди другой веры.
9 И искали в тот час первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, и боялись народа – опять же, с чего вдруг?
10 И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.11 И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; 12 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?13 Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?14 Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.
Ай, какой догадливый, как ловко изворачивается! Все подобное похоже на народные сказки про излюбленных героев.
Сравнить с Фома100: « 100. 1 Иисусу показали золотой и сказали: Люди Цезаря требуют от нас податей.Он сказал им: Отдайте цезарево Цезарю, отдайте божье Богу,и Мое – отдайте Мне».
Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:
Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.
Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;
взял ту жену второй, и тот умер бездетным;
взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;
после всех умерла и жена;
итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?
Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;
А сподобившиеся Бога, и того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят
и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.
И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:
как говорят, что Христос есть Сын Давидов,
а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?
Все это, от начала до конца – выдумка, легенда, которая выдает себя из уст Иисуса ангелами, которые суть Сыны Божии, иудейским чаемым воскресением мертвых, Христом-Мессией, сыном Давида – всем этим легендарным иудейским хозяйством.
И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:
остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,
которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.
Такое Иисус вполне мог бы сказать ученикам будь он иудеем и знатоком иудейских порядков – но не при первом знакомстве с Иерусалимом.
Вывод: единственное, заимствовано у Фомы, остальное просто морализаторские выдумки на месте, где должна быть проповедь Учения Иисуса о Другом Боге. Источник: Фома100
Глава 18
Вся глава, 1-33, посвящена проповеди Второго пришествия, его признаков, а также уже к моменту написания евангелия постигших Иерусалим и весь Израиль ужасных бедствий, явившихся последствием 1 иудейской войны – описание весьма живое, но к Иисусу и Его проповеди отношения вообще не имеет, можно спокойно опустить.
34 Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою. 35 И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.
Важное свидетельство того, что в городе Он был чужестранцем, странником и не имел даже места для ночлега
Вывод: ничего кроме случайного свидетельства о ночлеге
Глава 19-21
Далее начинается легенда Страстей Господних, видимо, в каких-то видах сохранявшаяся и в иудохристианской среде так же, как и в кругу учеников Иоанновых. Оба описания схожи, но одинаково легендарны, хотя в Иоанне гораздо больше достоверных деталей. Обсуждать легенду и ее происхождение, а также дальнейшую ее эволюцию у синоптиков смысла не вижу – каждый старался добавить побольше чудес и явлений.
Глава 19
Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.
Навязчивая привязка к иудейским праздникам – хотя, возможно, предание сохранило именно еврескую пасху как время Страстей, поскольку на пасху в Иерусалим собирались иудеи из многих стран рассеяния и это было удобное время для проповеди. А за что убивать столь давно жданного Машиаха?
Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,И он говорил с начальниками, как предать Его им.Они обрадовались и согласились дать ему денег;и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.
Ср. с Ин13,1-2, скорее всего почерпнуто у Иоанна.
Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,И Он сказал Петру и остальным, Идите и приготовьте, чтобы мы могли есть пасху.Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он,и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.И Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним…и сказал: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания.
Весь этот эпизод полностью вымышлен по мотивам иудейской пасхи ради одной лишь иудаизации Иисуса, Который проповедовал Другого Бога и никаких иудейских обычаев не соблюдал. Уже в Разборке Ин13 подробно разобрал эту легенду.
И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. И вот, рука предающего Меня со Мною за столом;впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.
Очень интересно и важно что у Ин Причастие не упоминается – притом, что Ин детально расписал последнюю трапезу подробнейшим образом – что, забыл упомянуть? Уже писал в Разборке Иоанна, что, скорее всего, Тайная Вечеря была у Лазаря в доме по его воскрешении, а трапеза после которой взяли Иисуса была не в доме в праздник, а на Елеонской горе, где они ночевали – Иуда знал это место и туда привел стражу, а не в дом Пасхи, Сионскую горницу.
21 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.22 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, 23 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий.24 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
Сравнить с Ин13,12-17, взято у Иоанна.
25 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, 26 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.27 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. 28 Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.
Сравнить с Ин13, 34-38
29-35 Моление Иисуса – эпизод полностью вымышленный: пот как капли крови, ангел укрепляющий – обращает на себя внимание отсутствие свидетелей – кто бы мог это видеть и рассказать, если ученики спали, а Иисуса сразу же арестовали и Он уже ничего никому рассказать не мог? Разве что ангел…
Далее 19, 37-20,51 Художественный пересказ Страстей Господних Ин гл18-19
Обращают на себя особо художественные детали, выбивающиеся из сухого пересказа Иоанна надрывной натужной трагичностью, Иоанну не свойственной, например – разговор трех казнимых на крестах: один поносит Иисуса, другой Его защищает и за это Иисус бывшему злодею тут же обещает райское блаженство – сентиментальная драма, от которой слеза прошибает, никак не вяжется с будничным достоверным описанием живым свидетелем подлинной трагедии казни и смерти Иисуса на кресте.
Глава 21 – то же Ин Глава 20
Выводы: Заимствование из Ин13,18-20
Олег ЧЕКРЫГИН