О насилии и христианстве

Взаимоисключающий параграф, или Почему защита веры приводит к насилию в отношении ближнего

Как же так вышло, что “возлюби ближнего” и “молись за обижающих” превратилось в “бей всех думающих иначе”?

Начнем с самых высот духовности – с примера самого Христа, который взошел на крест прекрасно зная, что Отец Небесный мог послать легион ангелов в его защиту. И даже на кресте Христос молился о палачах, ища им оправдание – “не ведают что творят”.

Но ведь это Христос, а это мы 🙂
И даже самым низменным порывам греховного естества православный человек может найти самое что ни на есть святоотеческое оправдание. Есть такая поговорка – зачем люди оканчивают семинарию? А чтоб вовремя подобрать нужную цитату из св.отцов по любому поводу.

Самым популярным ответом на правильность насилия по отношению к ближнему является “не мир но меч”. Но Писание надо понимать в контексте, или как это обычно бывает, вырванные слова могут изменить смысл на противоположный. Так и здесь, пытаясь оправдать насилие словами Христа, совершается как раз то самое “ерио” – “выбирать” – т.е манипулирование словами Писания. Это и есть ересь.

Обратимся к св.отцам.

Блаж. Феофилакт Болгарский:

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир Я пришел принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с Отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его

Не всегда хорошо согласие: бывают случаи, когда хорошо и разделение. Меч означает слово веры, которое отсекает нас от настроения домашних и родственников, если они мешают нам в деле благочестия. Господь не говорит здесь, что должно удаляться или отделяться от них без особенной причины, – удаляться должно только в том случае, если они не соглашаются с нами, а скорее препятствуют нам в вере.

Как мы видим, никакого насилия оный меч не означает. Это вынужденная мера отделения от тех, кто препятствует нам быть с Богом. Но это именно крайняя мера, ведь дана заповедь возлюби ближнего, а значит меч разделения можно применять только по нашей собственной немощи принять богохульника или еретика как ближнего своего. И за это нужно каяться, как в нарушении заповеди.

Далее, насилие насаждают в христианстве как раз те, кто в силу духовной немощи неспособен вместить любовь к ближнему. Таковые старательно выискивают в окружающих повод… к ненависти. Не сходные черты и не объединение во Христе, а то что разделяет. В сердцах таких несчастных людей нет любви, они таким образом пытаются заглушить пропасть болючей бездны в душе, где нет Бога.

Поэтому про них нам сказано – “немощного в вере принимай без споров”.

Не будем затрагивать психологический аспект ненависти, когда повод к ней уже найден, и таким образом компенсируется искажение развития личности – гораздо проще жить когда есть внешний враг. А если его нет – так надо придумать. Потому что с внешним врагом не надо думать о собственных грехах, молитве и спасении – зачем Бог при такой веселой жизни? Бог требует внимания к Себе и Своему промыслу, а такому человеку не нужна чужая воля, у него своя есть, и он с ней сам разберется. А где “я сам” там нет места Богу.

Несмотря на всю глубину опасности самооправдания, человеку свойственно настаивать на своей правоте. В войне за чистоту веры много голов слетело, потому что нет абсолютно четкого критерия этой самой чистоты. Мы видим на примере множества разделений и расколов в православии, несмотря на совершенно идентичный Символ веры.
В порыве “покарать еретиков” христиане забывают, что вообще говоря вера – дело интимное, между человеком и Богом, и мерить ее качество не то что нельзя, но и неприлично думать об этом, это все равно что влезать третьим в разговор на двоих. Так и с отсутствием веры – с атеистами проще, у них действительно есть оправдание – они не знают Бога и не знают сладости общения с Ним. Тысяча поводов пожалеть и помолиться.

“Молитесь за врагов”.

Завершая мысль, придется затронуть такой тонкий аспект – нам заповедано молиться за врагов. Мне тут сегодня заявили, что за своих, а не за врагов… Бога. Я не дерзну никогда судить, есть ли у Бога враги и кто они, потому что я не могу за Него решать. Однако мне известно из Писания, что Господь благ, и всегда стремиться спасти человека, и любит даже самого пропащего из нас. Поэтому мысль о том, что какой-то богохульник является Богу врагом – нелогична и абсурдна.
Вспомним пример из самого начала – палачи прибивали исцеляющие руки Христа к кресту, а Он просил их помиловать и пожалеть.

Вот к какой духовности нам надо стремиться.

А не искать оправдания в христианстве своим низменным слабостям и порывам.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии