Концептуальный пофигизм и богословская анархия

Существует ли в Московской патриархии какая-то единая богословская концепция? Нет, это не абсолютная анархия, это догматический агностицизм

Существует ли в Московской патриархии какая-то единая богословская концепция? По большому счету, ее просто нет – есть лишь принцип административного подчинения и признания в качестве “Великого Господина и Отца” действующего Патриарха (или, еще короче, классическая франшиза). Что же до собственно богословских вопросов, то тут в МП широта доходит до степени анархии.

И, тем не менее, в этой анархии все же можно нащупать некую единую платформу, которая объединяет большую часть патриархийных чад. В том числе, и наиболее адекватных, и искренних из них.

Данную богословскую концепцию можно определить как догматический агностицизм.

То есть люди признают, что богословские вопросы, догматические истины и канонические критерии, сами по себе, могут иметь какую-то ценность. Но разбираться во всем этом – излишне и даже вредно. А главное – “внимать себе”, думать о своих грехах, не жить безнравственно и переводить бабушек через дорогу.

Уверен, что любой человек, воцерковлявшийся в РПЦ МП, сталкивался с ситуацией, когда он задавал священнику какой-то вопрос богословского характера. И получал ответ:

– Нечего тебе об этом думать! За своими грехами лучше смотри!

И даже, как будто, логично: ведь и вправду, в первую очередь нужно бороться со своими грехами.

В итоге, все богословие сводится к морально-этическим нормам, соблюдение которых признается наиважнейшим. А догматы – это то, в чем разбираться “не полезно” и даже лучше не пытаться. Хороший патриархийный прихожанин в вопросах богословия должен быть агностиком, который не хочет ни знать, ни судить.

С одной стороны, это логично: при той пестроте мировоззрений, часто взаимоисключающих, которая имеет место в МП, как-то еще обосновать не то что необходимость, но даже возможность административного единства, трудно.

С другой стороны, здесь же заложена и мощнейшая мина. Ведь если догматы и каноны не важны, а важна мораль и этика, то почему, собственно, нужно оставаться в РПЦ МП? Почему бы не пойти к римокатоликам? Ведь с моралью там дела (скажем мягко) не хуже, ну а то, что богословие другое – так ведь оно и пофигу, вроде как… Или к баптистам? Или к лютеранам? Насчет морали-нравственности там все очень даже. Но при этом нет ни длинных служб, ни долгих молитв, ни многодневных постов…

Выходит, если встать на позиции догматического агностицизма, что РПЦ МП – это такое специальное место для мазохистов. Которые любят не только часами стоять на службах и поститься месяцами, но еще и получать гомерические дозы совкового хамства.

Но и тут было найдено решение. Догматический агностицизм в МП всегда идет в связки с единственным “богословским” принципом, который он признает: грех раскола (в отношении Чистого переулка) не смывается даже мученической кровью. Это повторяется часто и помногу раз.

А в остальном – концептуальный пофигизм и богословская анархия. Остальное – уже “не полезно”.

БЛОГ ДИМИТРИЯ САВВИНА, 10 декабря 2016 г.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии