Кисо обиделось, или Рейдерский захват одной церкви

“В январе 2014 года Лев Регельсон привел в общину Романа Южакова. Я не знал тогда этого человека. Первым впечатлением от него были резкий запах табака, низкая толерантность к алкоголю за столом и бесконечные разговоры на околоцерковные темы”

Спустя несколько лет после того, как я вышел из РПЦ МП, я пришел к мнению, что христианство в версии современного церковного института себя изжило. Нет, оно не исчезнет, будет существовать до конца этого мира, но смысл свой изжило. Нужны новые, а точнее старые формы, которые были выработаны в золотой век христианства, в век апостолов, когда еще слова Спасителя были углем горящим в сердцах живых свидетелей Его жизни и смерти и не засорились зубодробительной демагогией от разного рода «богословов» и «жрецов». Сейчас у меня мнение немного изменилось.

Два года назад, по приглашению отца Глеба Якунина, я пришел на богослужение Апостольской Православной Церкви в квартиру. Тогда мне показались симпатичными люди, участвовавшие в службе. Их было человек семь-восемь, замечательный хозяин квартиры, отцы Владимир и Максим, отец Максим Барановский (кстати, уже покинувший АПЦ). Произвело впечатление слово Льва Регельсона на Шестоднев, слушал его тогда затаив дыхание и больше «на эмоциях» принял решение присоединится к АПЦ. Мне сразу не понравились длительные застолья и одни и те же разговоры о «плохой РПЦ МП», о «плохих иерархах», обязательно касались темы их сексуальной ориентации, и, конечно, политики.

Эти разговоры меня «напрягали» с самого начала, я считал бессмысленным говорить о том, что очевидно, предпочитая обсуждать развитие церкви, но поддержки не получал, разве только в виде неоскудевающего оптимизма отца Глеба, который верил, что уже к следующему понедельнику мы будем жить в другой стране. А в том, что РПЦ МП рухнет к ближайшему же понедельнику, — у него не было никаких сомнений. Кто знал отца Глеба, тот поймет, о чем я.

Признаться, я быстро разочаровался в АПЦ, так как не видел движения. На Пасху 2013 года появилась надежда, когда открылась возможность совершать богослужения в лютеранском приходе Св. Архангела Михаила. Тогда Лев Львович Регельсон изрек фразу, которая потом не сходила с его уст: «Вот было бы место, и только свистнуть – народ налетит!»

Дело в том, что для регулярных богослужений нужно было платить аренду, цена была более, чем приемлемая, но для меня одного все-таки высокая, и я тогда обратился к Регельсону: мол, «свисти», то есть дай информацию в фейсбуке для желающих участвовать в богослужениях, я в свою очередь брал на себя ответственность совершать все службы. Но никакого много раз обещанного «свиста» не последовало, а следовала масса отговорок от «мы еще не готовы» до абсурдного опасения действий со стороны юноши по кличке Энтео.

С этого момента я почти полностью потерял интерес к АПЦ. Меня смутило также, что, не обсуждая предварительно в приходе, на соборе АПЦ в Киеве, на который никого из нас не пригласили, поставили ряд вопросов на голосование. То, что было преподнесено как соборный голос церкви, по сути было измышлением одного или двух людей. Я тогда в личной переписке задавал прямые вопросы Льву Регельсону по этому поводу и получал как обычно пустую демагогию. Наверное, эти вопросы сейчас вспоминает Лев Львович и называет их «истерическими выходками» или «сплетнями». Желания оставаться в АПЦ у меня не было, но был отец Глеб и я для себя решил, что, пока он жив, я его не покину.

В январе 2014 года Лев Регельсон привел в общину Романа Южакова. Я не знал тогда этого человека. Первым впечатлением от него были резкий запах табака, низкая толерантность к алкоголю за столом и бесконечные разговоры на околоцерковные темы. С этого дня господин Южаков стал тенью отца Глеба, почти невозможно было вне его присутствия обсудить ни одну тему, я это мог делать только по телефону. Конечно, слабеющему отцу Глебу нужен был сопровождающий, я жил в Московской области и не мог им быть, за это Роману большое спасибо. Совсем скоро Романа Южакова рукоположили в священники, человек с таким «богатым» церковным опытом, как заявляет его протеже, пришел к нам один, на его хиротонию не пришли друзья, будущая паства, которая хотела бы видеть его своим священником, вообще никто не пришёл. Он не привел в АПЦ ни одного человека, за ним никто не стоял. Народ поставили перед фактом хиротонии, я не думаю, что кто-то был против этого, включая меня, но хотя бы элементарный такт можно ведь было соблюсти.

Сама хиротония его меня озадачила, я такого в своей жизни не видел. За одной литургией митрополит Виталий (Кужеватов) рукоположил его сразу и в дьяконы, и в священники. Это нонсенс. Я знаю только один подобный случай в истории Церкви, когда Иоанн Златоуст рукополагал Павла Иерапольского на паперти в дьякона, так как в Храм Софии их не пускали, а когда все-таки они туда прорвались, то рукоположил уже за литургией в пресвитера. Но этот случай – исключение из правил. Какая нужда была совершать грубейшее нарушение канонов в случае с хиротонией Южакова, мне неведомо.

В биографии Южакова (теперь уже епископа), правда, указано, что хиротонии совершены в разные дни. Я свидетельствую, что это ложь. Пока я совершал проскомидию, господин Кужеватов, как мне казалось, принимал исповедь у ставленника, но, к моему недоумению, это была не исповедь, а дьяконская хиротония. И во время литургии – вновь хиротония, уже во пресвитера, я лично водил Южакова вокруг престола.

Примерно через полгода Роман Южаков назначается настоятелем прихода свт. Иоанна Шанхайского. Сложно найти дорогу к этому храму, так как храм виртуальный: www.apccommunity.wix.com/ioannmax , на главной странице есть две яркие кнопочки, нажав на одну из них, можно посетить богослужения по расписанию виртуального прихода, в расписании, кстати, регулярная литургия, исповедь (видимо, по скайпу), а вот как совершается литургия – представить сложно. Вторая кнопочка, естественно, для пожертвований и не абы на что, а на строительство храма, да еще с домом для бездомных. Звучит красиво, но неправдоподобно, честнее было бы просить пожертвования на аренду помещения для богослужений. АПЦ Москвы скитается по квартирам добрых людей да офису одной общественной организации.

Я почти не общался с Романом Южаковым, он мне был неинтересен, я ему наверняка тоже. Разговаривать на бесконечные темы о юрисдикциях, митрополитах, синодах и прочей ерунде мне до тошноты не хотелось.

Захват нашей структуры начался сразу же после смерти отца Глеба. Уже в день похорон Роман приободрился и говорил о начале выстраивания структуры. (Кто ему мешал это делать при жизни отца Глеба, не ясно). Резануло, когда он, показав на одного приехавшего проститься священника АПЦ из Украины, заявил уверенно, что это будущий киевский митрополит.

Спустя несколько дней после смерти отца Глеба вышло сразу несколько указов: о создании комиссии по подготовке канонизации (церковного прославления) протопресвитера Глеба Якунина – хорошее дело, но, опять же, кто решал, с кем обсуждалось – не понятно. Мне задали вопрос о моем вхождении в комиссию, я ответил согласием, но за всё время я не участвовал ни в одном обсуждении предстоящей канонизации. Для чего меня приглашать в комиссию, если я там состою для галочки, не совсем ясно. Уверен, что и другие члены комиссии в том же положении.

Следующий указ – о создании Комиссии Священного Синода АПЦ по вопросам вероучения и церковного устройства. Председателем комиссии назначен Лев Регельсон, справедливо, но опять без обсуждений. В указе ему было поручено представить на утверждение Синода состав комиссии и основные направления ее работы до 13 января 2015 года. Больше никакой информации о делах и составе Комиссии Св.Синода не было. Нетрудно догадаться о составе комиссии.

Следующий указ – о назначении Романа Южакова секретарем Св.Синода АПЦ, и опять нас всех поставили перед фактом. Почему не было предложено обсудить кандидатов на это назначение? Я бы скорее всего выдвинул свою кандидатуру на эту должность. Замечу, что даже в столь ненавистной для альтернативного православия РПЦ МП соблюдаются хотя бы формальные нормы, нельзя же действовать так топорно!

Я несу ответственность за АПЦ, и я виновен в случившемся, потому что из-за малодушия и нежелания конфликта не ставил вопросов о многочисленных нарушениях. Кулуарно со мной соглашались те священники АПЦ из России и Украины, с которыми я обсуждал все творившиеся безобразия. Но дальше дело не шло.

Епископская хиротония Южакова произошла в расчёте на то, что все сделают вид, как будто всё так и должно быть. Возможно, так и вышло, если бы не вопиющие вещи.

Во-первых, ложь о хиротониях Южакова, о которой я писал выше. Во-вторых, безобразие, другого слова не могу подобрать, с его монашеским постригом. Роман Южаков – женатый человек, живет в законном браке. Для чего ему нужен был маскарад с монашеством? Жена-то, интересно, знает, что у нее муж не Роман, а Семён и что теперь он обязан блюсти целомудрие? И ладно бы, если в этом была нужда. Но по уставу в АПЦ женатый епископат допускается. Как постриженник отвечал на вопрос: «Что пришел еси, брате, припáдая святому жертвеннику и святей дружине сей?» Наверное, по-честному: «Желаю жития архиерейского, честный отче»? А как жарко поддерживал Роман отца Глеба в том, что монашествующий епископат нужно искоренить, как заливался соловьем о «порочности» монашества и т.д.! Когда же Южаков был искренним и был ли вообще? Почему бы ему тогда не принять постриг перед своим священством, год назад? Думаю, тогда было выгодно рядиться в церковного «либерала». А сейчас, наоборот, в «консерватора», а то другие иерархи в альтернативном православии не признают. Приходится лавировать.

В-третьих, для поставления в епископы, по уложению АПЦ, кандидат должен иметь не менее трех приходов. Где у господина Южакова его приходы? Их нет, есть только интернет-страничка, настоятелем которой он является. Невелик багаж!

А кто принимал решение о хиротонии Южакова? Это уже не священник и даже не секретарь Синода, здесь правила иные. Здесь должна решать вся полнота церкви, или как минимум ее российская часть. Не спросили ни у клириков, ни у мирян об одобрении. Понятно, когда дело тёмное, то лучше обойтись без свидетелей – мало ли что… А из тех, кто пел «аксиос», был ли хоть один будущий или настоящий прихожанин? Нет, кроме участников службы, то есть духовенства, не было мирян. И это грубейшее нарушение.

Мало того, что Роман Южаков ни во что не ставит людей своей церкви, он использовал даже иерархов дружественной юрисдикции. Ранее считалось, что в епископских хиротониях могут участвовать только епископы АПЦ и никто другой, но, по-видимому, если очень хочется, то можно и нарушить традицию. Южаков обманул митрополитов Кириака и Агапита, сообщив им, что решение о хиротонии принято соборно – впрочем, уже есть заявление от них, где они все описывают и дают свою оценку происходящему. В этом заявлении от Синода Российской Церкви есть такие слова: «Председатель Синода Православной Российской Церкви митрополит Ставропольский и Южно-Российский Кириак и митрополит Тверской и Бежецкий Агапит были введены в заблуждение тремя представителями АПЦ, а конкретно митрополитом Виталием (Кужеватовым), священником Романом Южаковым и Львом Регельсоном, относительно семейного положения священника Романа Южакова, а главным образом – соборного согласования указанной хиротонии.

Митрополит Кириак выражает глубокую озабоченность нынешним состоянием дел в Апостолькой Православной Церкви, грубым попранием её устава, а по сути – рейдерским захватом власти в данном церковном сообществе священником Романом Южаковым и Львом Регельсоном при пособничестве предстоятеля АПЦ митрополита Виталия».

И ещё: епископов указом митрополита не назначают, это полномочен делать только Синод. Синод такого решения не принимал. Как тут не вспомнить евангельские слова: «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их» (Ин. 10: 1-3).

Итак, нарушений со стороны первоиерарха АПЦ более чем достаточно, но вместо того, чтобы исправить положение, решили поступить проще: изгнать «возмутителей» спокойствия – меня и епископа Алексия Кириакиса; меня на основании 55 апостолького правила, Владыку Алексия с другими, более мягкими формулировками. Господа, которые нарушили все мыслимые и немыслимые каноны, ссылаются на апостольское правило: это абсурд. А на задаваемые мной вопросы так и не соизволили ответить, ни на один, на том основании, что я-де «эмоционален». Да, я бываю эмоциональным, другим людям свойствен другой тип темперамента. Но моя эмоциональность никогда не выходила за границы. Получается, что за повышенный тон в телефоном разговоре с господином Кужеватовым меня выгнали из церкви, а ещё я «потерял доверие».

Вот тебе и «либеральная ветвь» катакомбников! МП даже Кураева, который голосит на весь мир о непотребствах церкви, не пытается убрать с горизонта, а здесь, видите ли, «кисо обиделось»!

Конечно, легче таким образом заткнуть рот, чем нести ответственность. Интересно, а если я подам в суд, суд может мне отказать в удовлетворении иска на основании, что у меня грязная обувь или запах изо рта? Наверное, про церковный суд в АПЦ, где я мог бы, допустим, покаяться или оправдаться, речи не может идти в принципе.

Теперь немного о том, откуда меня, собственно, выгнали. В юрисдикции Апостолькой Православной Церкви в России сейчас есть община отца Владимира и община, которая была при отце Глебе, собирающаяся в офисе одного общественного движения, которое милостиво предложило помещение в знак памяти о Глебе Якунине. В этой общине службы отправляет Роман Южаков. Это – всё. Ах да, есть ещё интернет-страничка под настоятельством преосвященнейшего Симеона. Что-то ещё я слышал об общине в Орехово-Зуеве, но никакими точными данными не обладаю.

У Вл. Алексия в Крыму несколько приходов и монастырь, у меня за несколько месяцев с тех пор, как я перестал служить вместе с Южаковым, появились общины. За всю мою деятельность в АПЦ её главу, митрополита Виталия (Кужеватова) я видел всего пять раз. Дважды я с ним встречался вне богослужений, дважды он вызывался на хиротонии и один раз – на похоронах отца Глеба. То есть, я полагаю, это нормальный такой «карманный» предстоятель, зиц-председатель, исполняющий чьи-то указания, какую бумажку подписать. Такого, чтобы он пришел и отслужил с нами, не было никогда.

Нельзя ведь так лгать, господа, тем более в эту ложь вовлекать имя покойного праведника! Это низко, с моральной точки зрения, свои преступления оправдывать мифическими «духовными завещаниями» отца Глеба!

P.S. Что, на мой взгляд, будет происходить дальше. О какой-либо свободе нужно забыть, АПЦ взяла курс на «консерватизм», от которого уходил отец Глеб. Так как никакого человеческого и иного ресурса у этой организации нет и не будет и никакими организаторскими способностями, за исключением щелкания по клавишам и издания красивых указов, эти «господа соврамши» не обладают, то они, вероятно, примкнут к какой-нибудь консервативной ветви православной катакомбной церкви, именно поэтому был устроен клоунский номер с пострижением в монахи. Что-то мне подсказывает, что это будет Истинная Православная Церковь митрополита Рафаила (Мотовилова), возможно, уже есть договоренности. Митрополит Кужеватов еще какое то время будет подписывать указы, которые ему поднесут на подпись, больше он ни для чего не нужен, а дальше уйдет на покой и, наконец, полностью займется своей любимой работой в Росатоме, не отвлекаясь на всякую мелочь, вроде церковного руководства.

Южаков очень скоро станет митрополитом всероссийским с двумя приходами за спиной и твердой рукой будет ими управлять. Лев Регельсон, скорее всего, в ближайшее время станет епископом или его постригут в великую схиму, вид у него вполне себе старческий, прямая дорога в Денежниково – работать старцем. И я убежден, что все их замыслы осуществятся с огромной долей вероятности. Только Царство Божие не получают таким образом.

свящ. Роман Зайцев


От редакции:

Апостольская Православная Церковь — религиозная организация, у истоков которой стояли иерархи Российской Истинно-Православной Церкви архиепископ Стефан (Линицкий), епископ Пятигорский и Северокавказский Кириак (Темерциди), а также священник Глеб Якунин. 31 января 2000 г. они провели пресс-конференцию, на которой было заявлено об образовании общественного движения “За возрождение Православия”. Главнейшей задачей данного движения провозглашалось возрождение Православия в России, что виделось в превращении Русской Православной Церкви в свободную конфедерацию епархий, введении принципа выборности духовенства и епископата, переходе на новый календарный стиль, пересмотре существующей дисциплины постов, упразднении системы церковных наград, допущении совершения богослужений на русском языке и др.

13 мая 2000 г. произошло преобразование Общественного движения “За возрождение Православия” в религиозную организацию, названную Православной Церковью Возрождения и вскоре переименованной в Апостольскую Православную Церковь (АПЦ). В Декларации о провозглашении “Православной Церкви Возрождения” было заявлено о том, что в круг ее насущных задач входит возрождение российского Православия, что виделось в проведении децентрализации церковной власти и богослужебно-дисциплинарных преобразованиях (в точности повторивших задачи движения “За возрождение Православия”).

14 июля 2003 г. Апостольская Православная Церковь на правах автономии вошла в юрисдикцию Православной Церкви России (Истинно-Православной Церкви), возглавляемой “митрополитом Московским и Всероссийским” Рафаилом (Мотовиловым). Однако в 2004 г. Апостольская Православная Церковь, возглавленная митрополитом Виталием (Кужеватовым), вышла из состава Православной Церкви России. Все эти годы секретарем Св.Синода АПЦ был протоиерей Глеб Якунин. 25 декабря 2014 года отец Глеб скончался.

Источник: Правая.ру

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Виталий
Виталий
8 лет назад

Я попросил бы убрать второе фото с нашим священником, отношения к делу не имеющим. Это фото с рукоположения по просьбе “Vereinigung der apostolischen Gemeinden – Westeuropa”, сделано братом о.Дмитрия. Российских сектоведов кормить фотографими ни к чему. То же самое о.Дмитрий попросил у портала Правая.ру. Надеемся на понимание.