Царствие Небесное о. Михаилу Шполянскому

Редакция портала Правтудэй прощается со своим дорогим другом и бесценным сомолитвенником священником Михаилом Шполянским, безвременно почившим 25 апреля в 20.28 по украинскому времени.

Отец Михаил родился в г. Ленинграде, и вскоре, еще в младенчестве, вместе с родителями переехал на Украину, в г. Николаев, где и прошли его детство и юность. Там же он окончил кораблестроительный институт, женился и, уверовав в Бога, вместе со всей семьей крестился – за что был уволен с работы в кораблестроительном КБ под смехотворным предлогом “подозрения в шпионаже”. После увольнения он долго перебивался случайными заработками: работал в лесничестве в Карелии, на стройке, в бригаде по декоративному оформлению помещении. В 1990 году, в возрасте 34 лет он был рукоположен во иереи и получил приход в селе Старая Богдановка под Николаевом, где он и прожил с семьей всю оставшуюся жизнь до последних дней.

Вместе с матушкой Аллой отец Михаил организовали “семейный” детский дом, а, проще говоря, стали брать и принимать в свою семью брошенных детей, которых они вырастили и воспитали – всего их оказалось 11 человек.

Отец Михаил является автором многих популярных книг о христианстве. В “Живом журнале” он вел блог под именем shpol.

В 2003 году священник Михаил Шполянский был запрещен в служении, а позже отправлен за штат. О причинах “наказания” он рассказал на страницах “Живого журнала”:

5 февраля 2003 г. я был запрещен в служении. Причиной была действительно описанная уважаемым kalakazo ситуация – присутствие в нашей семье приемных детей, которые, по слову правящего архиерея, должны содержаться за счет государства, а не за счет средств церкви. (Это при том, что от епархии мы не только не получали никаких средств, но даже не были освобождены от епархиального налога – 20% суммарного дохода прихода и семьи). Но владыка не мог перенести, что нам помогали спонсоры. В разговоре с главой райадминистрации нашего района владыка потребовал закрыть детский дом, а детей передать в интернат. Мотивировка – спонсоры должны помогать епархии, а не отдельным приходам.

Также «жалом в плоть» для епархии была успешная работа книжного лотка православной литературы, который мы, по благословению о. Иоанна Крестьянкина и первоначально данному (и никогда официально не отмененному) РАЗРЕШЕНИЮ ЕПАРХИИ, установили в городе. Владыке казалось, что там «крутятся сумасшедшие тысячИ доллАров» (мое предложение передать епархии ВСЮ торговлю с товарами с тем, чтобы на детдом выделялось 300 дол. в месяц, принято не было).

Последней каплей, переполнившей терпение «священноначалия», стало мое гласное предложение обсудить ситуацию с гонением на одного из клириков епархии на епархиальном собрании (до того три года вообще не собиравшемся).

Поводом же к запрещению стала опубликованная в «Вестнике РХД» статья «Церковь земная: разрывы и обрывы. Есть ли кому строить мосты?» (присутствует в поле Интернета). На основании анонимной (потом стало известно, что подписал текст Забуга) и весьма неоднозначной рецензии КДА, решением епархиального совета (при всем давлении владыки большинством только в один голос) я был запрещен в служении «за неуважение к священноначалию» временно «на период месячного отпуска до явления покаяния». При этом на мой приход был немедленно назначен специально рукоположенный для этой цели юноша (трое иереев до того от такой миссии отказались) Дмитрий Завислюк. Его охранял (от меня?) епископский пономарь с нунчаками. Завислюк был поставлен на епархиальное довольствие и регулярно доносил в епархию о моей деятельности (так, сказанные ему в автобусе моей дочкой слова «Как там поживает его величество епископ Питирим?» были классифицированы в епархии как «издевательство над священным саном»). На сегодняшний день Завислюк совершенно приход разорил, сам куда-то из села переехал, службы служатся далеко не каждую неделю, зимой храм не отапливается, везде бурьян и разруха, и даже кресты на храме и водосвятной часовне подкосились. Ну а в том феврале по ходатайству прихожан (более 1000 подписей с полными данными подписавших лиц, в т.ч. 95 % всего взрослого населения нашего села, а также народные депутаты, деятели культуры, руководители предприятий и пр.) из Киева прибыла комиссия во главе с еп. Митрофаном (упр. делами УПЦ), которая отменила запрещение в служении.

После отбытия комиссии епархиальный владыка, пользуясь своим неотъемлемым правом, перевел меня служить на дальний приход с требованием находиться там постоянно. Перевезти огромную семью туда я физически не мог – хотя бы из-за отсутствия жилья (нам в Старой Богдановке для детского дома выделили ведомственное жилье). Несколько месяцев проездив туда на каждую службу (и опять же – на фоне епархиальных выговоров за то, что не нахожусь там постоянно), очень тяжело переболев (микроинсульт), вышел за штат «временно по состоянию здоровья» (епископ отпускать отказывался, требовал переезда в другую область, но митрополия дала указания отпустить «заштат»). В каком состоянии прибываю и ныне.

Еще долгое время меня всячески преследовали, не давали возможности не только сослужить (даже в соборе), но и причащаться мирским чином, обвиняли в сонме немыслимых грехов – от организации секты до «эксплуатации детей» и т.п. С зимы 2005 года пока более не трогают.

При всех тяготах происшедшего, я бесконечно благодарен Господу за все пережитое. Здесь нет возможности об этом говорить, но я действительно вижу во всем том дар бесконечной милости Отца. Слава Богу!

По почислении “за штат” , несмотря на прродолжавшуюся вплоть до его кончины травлю и поношение со стороны епископа Питирима  и “лжебратии” из числа его приближенных, о. Михаил продолжал служить у себя дома, в домовой церкви для своей семьи и многочисленных “чад и домочадцев”. Он был широко известен как любвеобильный пастырь и духовник, с любовью принимавший всех притекавших в его широкие объятия –  а их были поистине толпы. За свою доброту и сердечность он получил прозвище “добрый попа”, бытовавшее среди местных мигрантов их Средней Азии и прочих “сирых и убогих”, которым он никогда не отказывал в помощи. Будучи всегда гоним и притесняем “церковной” властью, он был поистине НАРОДНЫМ ПАСТЫРЕМ в лучших традициях вселенского христианства.

Вечная память и Царствие Небесное дорогому о. Михаилу, помолимся о упокоении души его в надежде, что и он помянет нас, грешных, пред Престолом Всевышнего.

Подписаться
Уведомить о
guest
3 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Суворов Дмитрий
Суворов Дмитрий
9 лет назад

Близкие о. Михаила свидетельствуют, что похороны его были необычайно светлыми. Горе как-то отпустило людей. Я верю, что батюшка не оставит нас и теперь после кончины будет предстоять за нас пред Господом. Я думаю, что если бы всех, кому помог в жизни о. Михаил поселить в одном месте, то получился бы довольно большой посёлок. К концу своей трудной жизни он обрёл необыкновенную свободу во Христе. И в этой свободе ему стало безразлично в Церкви всё то , чем пытаются поработить людей желающие властвовать в ней. Батюшка нашёл свой путь ко Христу. Как он говорил : “Я настоятель “Бродячей Церкви Архангела Михаила”, Церкви, которая шла по стопам своего Пастыря – Нищего Проповедника Христа, принимая всех сирых и убогих и всех, кому так не хватает в нашем мире Любви…
Царство небесное дорогому батюшке, отцу Михаилу. Светлая ему память!

Игорь
Игорь
Ответить на  Суворов Дмитрий
9 лет назад

Аминь!

Светлана Малинина
Светлана Малинина
9 лет назад

Аминь!