Богослужебная эклектика

Великолепный, замечательный пост про богослужения, просто крик души: «Набрали текстов из чуждой по менталитету религии и веками мучаются, пытаясь понять их “духовно”»

Не текстов набрали, а набрались иудейской “премудрости”, и верят, кланяются и молятся на своих “богослужениях” НЕ ТОМУ БОГУ: не Богу-Отцу кроткого Иисуса Христа Сына Божия и нашему, а кровавому и мстительному древнему демону, “человекоубийце от начала, не устоявшему в истине, потому что нет в нем истины”, языческому «яхве», древнему модиамскому божеству гибельного иссушающего ветра пустыни по имени «дующий», а вовсе не «сущий», как трактуют имя «яхве» иудеи в пользу своего «единого бога».

Пишет православная монахиня Кассия Сенина 18 июля 2017 г. в 14:54 · Город Санкт-Петербург, Россия:

“Побывав в очередной раз на утрени с литургией, была очень утомлена всем этим многословием. Шестопсалмие – просто вопль невротика. Спаси мя, Боже, я во мраке, меня окружают враги, зачем Ты меня покинул, призри-помилуй, итп, итп. А если я не ощущаю, что Бог меня покинул, что я во мраке и меня окружают враги, если у меня вообще нет врагов, то мне что – убить себя об стену? )) Даже хвалебный псалом и то яхужевсехний: “что есть человек, яко помнишь и посещаешь его?” Это при том, что посещение в ц.славянском обозначает вовсе не благое посещение, а злое, т.е наказания, беды и пр., в одном из посланий псевдо-Петр так прямо и угрожает “днем посещения”. Т.е. это мне предлагается, вслед за псалмопевцем восхищаться, что Бог такой мнооогомноооооогомилостивый, что изволит такую пыль как я поражать всякими бедствиями – не забыл типа. А может, лучше бы пусть бы забыл тогда уж? Кстати, а если у меня нет бедствий – ну, по кр. мере ничего такого, что я считаю за нечто ужасное, из-за чего надо вопить к небу, – то это меня Бог забыл? Он т.е. вспоминает о человеке, только чтоб его по голове хряснуть?

Ладно, прочла шестопсалмие, поняла, что это не про меня. То есть либо ты должен себя нарочно невротизировать, пытаться выискать каких-то там врагов (то бишь, наделить образом заклятого врага собственное подсознание и бессознательное, откуда приходят всякие мысли и желания “неправильные” – не знаю, как такое оценивается в психоанализе, но подозреваю, что не очень хорошо), внушать себе, что ты червь, прах, погибаешь и Бог тебя забыл, – либо просто надо забить на читаемые тексты и пропускать их мимо ушей как до тебя не относящиеся. А нам ведь, наоборот, предлагают вникать в богослужение. Ну, а как в него вникать-то? Вот я вникла и поняла, что если я такое от себя буду говорить, то это вранье какое-то выходит. Ну, не считаю я свое подсознание своим врагом, пусть даже из него вылезает что-то неприглядное – это повод не для войны и даже не для воплей на небеса, а исключительно для работы с сознанием. Нафига вся эта военная тематика, к чему весь этот “вечный бой, покой нам только снится”? И главное – где победы-то?

Пропели тропарь святой, пошли кафизмы. Это и того хуже. Ай-ай, как все плохо, ужас-ужас… Но ничего! Бог поборет за праведного! Праведный “умоет свои руки в крови грешника!” Эээээ. А можно, я не буду становиться праведной тогда, а? Не смотри, что нечестивые благоденствуют! Бог их зачморит, вот ужо увидишь! Ага, счас. Сколько нечестивых прожили счастливо, и никто их не зачморил, наоборот, это они свои руки в крови праведных умывают, и все у них хорошо. Ну, если внешне судить. А псалмы-то только о внешнем постоянно и говорят: праведник не будет оставлен, дети его не попросят хлеба… Да неужели? Нечестивым нет мира, они найдут плохой конец… Да что вы говорите? Может, уже хватит пустым аутотренингом заниматься? И какое отношение оный аутотренинг древних иудеев, которых постоянно кто-нибудь чморил, а они постоянно закукливались в свое узкорелигиозное гетто и смотрели на других народов сквозь оптический прицел, утешая себя мыслью, что вот ужо Бог их скоро потопит в огненной реке, имеет отношение ко мне? Да никакого. Зачморит там Бог нечестивых или нет, это вообще Его личное дело. Я что, свое благочестие должна строить на таком основании? Мне лучше что ли будет, когда зачморят кого-то? или я сама стану лучше? “Доколе, Владыка, не судишь и не мстишь…” – это вот это правильное христианское устроение духа?

Ах да, что это я. Это же всё надо понимать духовно! Враги это не люди, а бесы, это их Бог чморит, поборая за нас, а страшный конец нечестивым будет после смерти, как и награды праведным, да и хлеба детям тоже на том свете выдадут, если тут они с голоду мерли… Вот знаете что, мне как-то стремно все это понимать “духовно”. В псалмах нет почти ничего, что не надо было бы понимать “духовно”. Т.е. я должна их читать и постоянно выворачивать себе мозг, как мне эти стенания кровожадных фрустрированных иудеев понимать духовно. Вот нафига мне это, кто-нибудь может сказать? На кой мне эти Моавы и Идумеи, на которые Бог “наложит сапог”, когда я не знаю вообще, где они находятся – точнее, сейчас они вообще уже нигде, кажется, не находятся, а если б и находились, что мне до них? Я что, иудей, мечтающий о всемирном господстве? (И вообще, замечу в скобках, в наши дни песнопения в честь “Бога Израилева” из уст христиан звучат как-то стремно )))) Или, может, надо теперь Моав считать символом исламского мира? “Потопи, Господи, раздели языки их…” Эм. То есть привет религиозной вражде? Уподобимся сами оному исламскому миру? Не-а, че-то не хочется.

Набрали текстов из чуждой по менталитету религии и веками мучаются, пытаясь понять их “духовно”. С куда большим успехом можно было бы взять античные гимны богам и распевать их, понимая “духовно”. Подозреваю, что в тех гимнах мы обрели бы куда больше смысла, чем в иудейских псалмопениях. Афина была бы божественной Мудростью, Аполлон – божественным Светом, Гера – божественной Силой и так далее, по божественным энергиям, как собственно философы и понимали уже тогда. Ну ладно, не будем называть Отца Зевсом, а провидение – судьбой, заменим. Скажем, так:

Веди меня, о Боже, провидением
Куда Тебе угодно! Я не мешкаю,
На всё готовый. А не захочу –
Так все равно идти придется бедному.

Я бы лучше что-нибудь такое читала, а не про Моав, Идумею и кровь грешников. Насколько тут и смысла больше! Недаром Лев Математик в своей поэме “Иов” примеры достойного поведения в основном из античности приводил, мудрено ему было таковые найти в ветхозаветных баснях… Но нет, несчастные византийцы веками вынуждены были эти иудейские басни приспосабливать к своему эллинскому миросозерцанию. А теперь еще и мы должны мучиться. Какая бессмыслица.

Кафизмы кончились, ура! Можно выдохнуть. Каноны и стихиры в честь св. Елисаветы, это еще ничего, по крайней мере информация о ее житии, кое-что даже моего собственного сочинения )) И крови грешников там нет с моавам и идумеями, равно как и божественных сапогов, счастье-то какое!

К моменту начала литургии я уже, как водится, хочу скорей конец и домой. Устала от всего этого многословия. Хочется просто посидеть в тихом созерцании, без всяких этих молитвенных словес. Но нет! Разве дадут? Наоборот, счас еще нам поддадут пару… т.е. пустословесия. Ектении, ектении, бесконечные повторы одного и того же. Просим того, просим сего… Каждый день! Каждый день по многу раз!! Просим “благорастворения воздухов” – а где оно, кстати? )) Просим мира во все мире… Ну, это все знают, много ли мира было в мире за 2000 лет )( Просим подать ангела-хранителя… Минуточку, а что, Бог его, дав человеку при крещении (как говорят вроде), каждую ночь его обратно забирает? ОО Просим подать безболезненную кончину… А что, христиане все умирают не от болезней, а так просто – лег и преставился? Просим того, просят сего……………. Всё, с меня хватит, я отключаюсь, ухожу внутрь себя и начинаю медитировать на Бытие. Сразу прямо легчает )) А тут и служба заканчивается. Причастились, можно идти домой! Получили много духовной пользы? ась?

Вот так оно бывает, когда пытаешься вдумываться в богослужение. А не просто барабанить на клиросе нужные слова или слушать вполуха все это многословесие разливанное и думать, что чем больше ты наговоришь “священных слов”, тем больше Бог тебя осияет и очистит твой ум (очищение ума определенного рода многословием это вообще что-то странное, если задуматься). И, вдумавшись, как-то недоумеваешь. А недоумевая, устаёшь от бессмыслицы происходящего. И вот, сижу я, придя домой, гляжу в окно на дерево, и кажется мне, что в созерцании этого дерева и неба больше смысла, чем в этих бесконечных псалмопениях о Моаве и божественном сапоге и прочих такого рода духовных упражнениях. Что в них духовного-то, собственно?”

Браво, Кассия Сенина

Ответ:

“…трудностью стало
автоматическое включение в состав христианской Библии всех иудейских
писаний. Поскольку в этих писаниях божество описано как воинственное, ревнивое и, главное, антропоморфное существо, имманентное тварному миру, соответствующие отрывки пришлось перетолковывать с помощью
аллегорического метода толкования. Именно поэтому своеобразным
«основоположником» христианской ортодоксии можно назвать философа-эклектика Филона Александрийского, впервые применившего к Септуагинте революционный, но совершенно некорректный метод – воспользовался «аллегорическим толкованием», разработанным греческими мыслителями для истолкования поэм Гесиода и «безбожнейшего из людей» Гомера. Исследование писаний и поиск их сокровенного смысла всегда были центральной темой еврейской религиозной культуры, и в этом отношении Филон был ярким ее
представителем. Вместе с тем его метод, отвергнутый нормативным иудаизмом, и прежде всего мудрецами Талмуда, как безграмотный и некорректный, был с радостью подхвачен апологетами, поскольку позволял находить в иудейских писаниях некий сокровенный духовный смысл, о котором даже и не подозревали авторы этих писаний. Причиной популярности Филона у апологетов стала возможность придавать целиком вошедшим в состав христианской Библии иудейским писаниям произвольное истолкование и игнорировать при этом их буквальный смысл, простой, понятный, но слишком часто совершенно неприемлемый по этическим соображениям”

Дм. Алексеев, переводчик с коптского, специалист по древней истории христианства.

От себя добавлю что САМИ иудеи всегда понимали свое св. писание об их кровожадном боге-маньяке только и именно буквально как написано, и никогда не стеснялись дикой жестокости и безумия своего божества, но напротив гордились им и брали себе и ставили другим в пример.
Вот такая у православных вера – эклектичная вослед Филону-эклектику(((((

Олег Чекрыгин

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии